  
Программа по изобразительному искусству для начальной школы Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, примерной программы по «Изобразительному искусству» составитель Т.А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 г. И на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Т. А. Копцева для учащихся 1-4 классов (УМК «Гармония») – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 г. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи курса:
Приоритетная цель начального художественного образования –развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; культуре, искусству и декоративно-прикладному творчеству Вологодской области;формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, родного края, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у учащихся:
– будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
– начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
– сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
– появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
– установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Учащиеся:
– овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
– смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
– научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
– получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
– смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Требования к результатам обучения в 1 классе.
Предметные результаты.
Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый,жёлтый, зеленый,голубой, синий, фиолетовый),а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый,серо-голубой).
Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник -предметы,людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски,и пр.).
Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов.
Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность(не выходя за пределы очертания этой поверхности).
Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец,Хохлома).
Устно описывать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления(человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.),действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.);выражать свое отношение.
Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин,глина).
Выполнять простые по композиции аппликации.
Требования к результатам обучения во 2 классе.
Предметные результаты.
Различать виды художественной деятельности.
Различать виды и жанры в ИЗО.
Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства.
Обсуждать и анализировать произведения искусства.
Усвоить названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона.
Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Уметь компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ.
Овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа.
Уметь характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
Изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций
Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры.
Требования к результатам обучения в 3 классе.
Предметные результаты.
Знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства).
Знать основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств.
Понимать образную природу искусства.
Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
Обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.
Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.
Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В данную программу в каждый раздел добавлены материалы по Вологодской области.
|