Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа по изобразительному искусству объединения «Капельки» Возраст обучающихся 4 года


Скачать 230.85 Kb.
НазваниеПрограмма по изобразительному искусству объединения «Капельки» Возраст обучающихся 4 года
Документ создан автором09.12.2016
Размер файла230.85 Kb.

Управление образования администрации Тотемского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Тотемский Центр дополнительного образования»

c:\users\тоня\desktop\утверждение.jpg

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительному искусству

объединения

«Капельки»

Возраст обучающихся – 4 года

Срок реализации – 1 год

педагог дополнительного образования

Попова Елена Николаевна

г. Тотьма

2016 г.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Направленность программы художественная, поэтому занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

Необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть, возможно, более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Также большое значение у детей имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна – дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Педагог должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

На занятиях по рисованию у детей развивается речь: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

На занятиях по изобразительному творчеству также развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др; возможности и особенности работы с ними.

Для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

• целостное развитие личности ребенка;

• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

• игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

• актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Процесс формирования творческой личности предполагает развитие ассоциативно-образного мышления, способности связывать в своем сознании (работа фантазии) далекие друг от друга явления, видеть её общности. Эти способности в условиях сложной, быстро меняющейся действительности позволяют человеку быстрее адаптироваться в новых условиях.

Главные цели разработанных занятий:

1. Развивать интерес к изобразительной деятельности.

2. Формировать у детей умения и навыки в рисовании, аппликации и лепке.

3. Развивать творческие способности, фантазию, воображение.

4. Воспитывать культуру деятельности.

5. Формировать навыки сотрудничества.

Задачи:

1. Развитие познавательных способностей: накопление знаний об окружающем мире через изобразительную деятельность; развитие наблюдательности; формирование интереса к слушанию книг.

2. Развитие речи: пополнение словарного запаса детей, знакомство детей с поговорками, пословицами, потешками, песенками, стихами, загадками о теме задания.

3. Социальное развитие: создание доброжелательной атмосферы, располагающей к дружескому общению, обмену знаниями, общению со сверстниками, работа в коллективе.

4. Творческое развитие: реализация творческих замыслов через изобразительную деятельность, изучение основ изобразительной деятельности:

- знакомство детей с техникой акварельной живописи;

- знакомство детей с особенностями работы с гуашью;

- совершенствовать новые способы создания образов в аппликации;

- использование смешенных техник.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы: изучение и обсуждение сказок, рассказов с целью воспитания чувства долга, ответственности и доброты; воспитание трудолюбия; усидчивости и упорства; аккуратности и деловитости.

6. Эстетическое развитие: развитие интереса к художественным произведениям и выставкам художников, знакомство с мировым художественным наследием, прослушивание музыкальных композиций.

Отличительные особенности программы

Дети на занятиях знакомятся с нетрадиционными художественно – графическими техниками:

    • рисование ладошками

    • свеча +акварель

    • рисование точками (пуантизм)

    • рисование ватными палочками

    • печать листьями, растениями, цветами

    • монотипия

    • печать по трафарету

    • рисование пальчиками

    • набрызгивание и т.д.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста четырех лет, проявляющими интерес к изобразительному искусству. Учебная программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации 1 год.

Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий не более 20 минут.

Во многом результаты работы ребёнка зависят от его заинтересованности, поэтому на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным ведущим типом деятельности у дошкольников

  • сюрпризный момент (герой из сказок, мультфильм)

  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут в помощи слабому, им важно почувствовать себя важным

  • музыкальное сопровождение и т.д.

Формы проведения занятий

              • Рассказ

              • Беседа

              • Практика



Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы её участники должны знать:

  • название материалов и инструментов, их назначение

  • виды бумаги, используемые на занятиях

  • название основных цветов радуги

  • техники рисования красками и карандашами

  • техники нетрадиционного рисования

  • правила безопасности при использовании клея и ножниц

уметь:

  • уметь ориентироваться на листе бумаги

  • пользоваться изобразительными материалами (акварельными красками, гуашью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками и т.д.)

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения

  • изображать предметы крупно, полностью использовать лист бумаги

  • пользоваться бумагой и клеем

  • закрашивать контурные рисунки

  • аккуратно выполнять заданную работу

  • пользоваться приёмами нетрадиционного рисования


Формы контроля и подведения итогов реализации программы
В течение года проводятся выставки детских работ.

Промежуточная аттестация проходит через полгода в декабре, в форме наблюдения, вопросов, заданий для детей и итоговая аттестация проходит в мае месяце, состоит из теоретической и практической части.
Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности. Знакомство с основными цветами в рисовании.

1

0, 75

0, 25

2

Отпечатки от листьев

«Золотая осень»

Рисование листьев в технике гроттаж

1

0,5

0,5

3

Рисование точками (пуантилизм)

(рыбка, гномик)

1

0,5

0,5

4

Барышня.

Дымковские узоры.

1

0,5

0,5

5

Дымковская игрушка. Конь

(Оттиск печатками)

1

0,25

0,75

6

Забавные животные

(рисование пальчиками кита)

1

-

1

7

«Осьминожки»

( Рисование ладошками, групповая работа)

1

0,5

0,5

8

« Снеговик »

( Рисование манкой )

1

0,5

0,5

9

«Экскурсия в лес»

(рисование ватными палочками дерева)

1

0,5

0,5

10

Рисуем кулёчками

(рисование при помощи акварели, целлофанового кулька) рисование бабочки

1

0,25

0,75

11

«Забавные животные»

(рисование по трафарету губкой)

1

0,25

0,75

12

«Ёжик»

(рисование брызгами по трафарету)

1

0,5

0,5

13

«Зимние узоры»

(Рисование воском и акварелью)

1

0,5

0,5

14

«Новогодняя открытка»

(рисование акварельными карандашами новогодней открытки и аппликация из новогоднего дождика)

1

0,5

0,5

15

«Весёлые грибочки»

(рисование при помощи ладошки и акварели)

(аппликация из сена и рисование фломастерами)

1

0,5

0,5

16

«Звёздный мир»

(аппликация из цветной бумаги и рисование брызгами)

1

0,5

0,5

17

«Моя мама»

(рисование цветными карандашами и восковыми мелками, акварельными карандашами)

1

0,25

0,75

18

«Ваза»

(рисование техникой монотипия)

1

0,5

0,5

19

«Подарок защитнику отечества»

(рисование гуашью и губкой)

1

0,25

0,75

20

«Морское дно»

( Рисование фона брызгами и аппликация из геометрических кругов )

1

-

1

21

«Весёлая лягушка»

(рисование по шаблону цветными карандашами и мелками)

1

0,5

0,5

22

«Моя мама»

(Рисование простыми карандашами и восковыми мелками, акварельными карандашами)

1

0,25

0,75

23

«Подснежники»

(рисование гуашью и ватными палочками)

1

0,25

0,75

24

«Пасхальная открытка»

( аппликация)

1

0,5

0,5

25

«Расписная кружка»

(аппликация и рисование узоров на кружке)

1

0,5

0,5

26

«Цыплёнок»

(аппликация обрывная с дорисовыванием)

1

0,5

0,5

27

« Звёздное небо»

( техника граттаж )

1

0,5

0,5

28

«Наш родной край»

(живопись по мокрому)

1

0,5

0,5

29

«Чудо природы»

Рисование с помощью трубочки

1

0,5

0,5

30

«Ракета»

( Набрызг, и рисование по трафарету губкой)

1

0,5

0,5

31

«Пусть всегда будет солнце»

(коллективная работа, рисование ладошками)

1

0,25

0,75

32

«Пейзаж»

(рисование техникой монотипия)

1

0,25

0,75

33

« Филин »

( Тычок жёсткой кистью )

1

0,5

0,5

34

«Вот чему я научился!»

(рисование любой из техник, которые были изучены)

1

-

1



Содержание программы




Название темы

Содержание программы

Цель

Теория

Практика

Оборудование

1

Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности. Знакомство с основными цветами в рисовании.

Знакомство с основными цветами в изобразительном искусстве

Беседа – рассказ о 3 главных цветах в изобразительном искусстве

Закрашивание акварельными красками круги, используя основные цвета

Альбомные листы,

образец, акварельные краски

2

Отпечатки от листьев.

«Золотая осень»

Знакомство с техникой «печать листьями»

Беседа об осени, загадки, игра « С какого дерева упал этот листочек», знакомство с техникой «печать листьями»


Используя акварельные краски сделать отпечаток от листьев

Листочки с разных деревьев, рисунки листьев, изображения осени, акварельные краски

3

Рисование точками (пуантилизм)

(рыбка, гномик и др.)

Знакомство с техникой пуантилизм

Загадки, беседа об разных видах рыб, наблюдение за аквариумными рыбками, знакомство с техникой пуантилизм

Рисование точками рыбку (дополнительно – рисование гномика)

Образец, изображения рыб, фломастеры, раскраски рыбки и гнома

4

Барышня

Дымковские узоры

Познакомить детей с дымковской игрушкой, при украшении использовать ватные палочки.

Рассматривание дымковской игрушки, выделение особенностей,

последовательность рисования

Украшение платья барышни узором

Гуашь, кисть, силуэты барышни, образец


5

Дымковская игрушка.

Конь


Знакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушкой



Стихотворение о селе Дымково, рассматривание дымковских коней, последовательность рисования


Украшение штампами коней, прорисовка деталей ватными палочками


Образец, кони, палочки, кисти, гуашь, образец


6

Забавные животные

(рисование пальчиками кита)

Знакомство с техникой рисования пальчиками

Чтение отрывка из сказки, беседа, знакомство с пальчиковыми красками, последовательность рисования кита.

Рисование пальчиками кита и оформление работы на выставку

Образец, пальчиковые краски, раскраски кита, гуашь

7

«Осьминоги»

( Рисование ладошками, групповая работа)

Знакомство с техникой рисования ладошкой

Чтение стихотворения,

Рассматривание иллюстраций, показ образца

Рисование ладошкой осьминога и оформление групповой работы

Пальчиковые краски, цветная бумага, картины, гуашь, клей

8

« Снеговик»

( Рисование манкой)

Знакомство с техникой рисования манкой

Загадки о зимних

забавах, показ образца, рассматривание иллюстраций.

Рисование снеговика манкой

Манка, рисунки снеговиков, клей ,щетина

9

«Экскурсия в лес»

(рисование ватными палочками дерева)

Знакомство с техникой рисования ватными палочками

Беседа про деревья, показ картин, последовательность рисования ватными палочками дерева

Рисование ватными палочками дерева

Образец, заготовки дерева, ватные палочки, картины

10

Рисуем кулёчками

(рисование при помощи акварели, целлофанового кулька)

рисование бабочки

Знакомство с техникой рисования целлофановыми кульками.

Беседа, просмотр картин, последовательность рисования целлофановыми кульками и акварельной краской бабочки

Рисование целлофановыми кульками и акварельной краской бабочки

Образец, целлофановые кульки, акварельная краска, картины бабочек

11

«Забавные животные»

(рисование по трафарету губкой)

Знакомство с техникой рисования по трафарету губкой

Беседа – рассказ о животных последовательность рисования по трафарету губкой

Рисование по трафарету губкой животного

Губка, гуашь, трафареты, образец, картины

12

«Ёжик»

(рисование брызгами по трафарету)

Знакомство с техникой рисования брызгами по трафарету

Беседа о ежах, последовательность рисования брызгами по трафарету

Рисование брызгами по трафарету ежа

Клеевая кисть, щетина, акварельная краска или гуашь, образец, иллюстрации ежа

13

«Зимние узоры»

(Рисование воском и акварелью)

Знакомство с техникой рисования воском и акварелью

Беседа про зиму, загадки про зиму,

последовательность рисования воском и акварелью

Рисование воском и акварелью зимних узоров

Свеча, акварель, образец

14

«Новогодняя открытка»

(рисование карандашами новогодней открытки и аппликация из новогоднего дождика)

Знакомство с техникой рисования акварельными карандашами.

Беседа «Скоро новый год», картинки, последовательность рисования акварельными карандашами

Рисование акварельными карандашами открытку и оформление новогодним дождиком

Акварельные карандаши, образец, «новогодний дождик», клей, ножницы

15

«Весёлые грибочки»

(аппликация, рисование фломастерами)

Знакомство с техникой аппликации и рисование фломастерами

Загадки, беседа про грибы, просмотр картин, последовательность техники аппликации и рисование фломастерами

Аппликация из сена гриба и рисование фломастерами

Раскраски гриба, картины, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага

16

«Звёздный мир»

(аппликация из цветной бумаги и рисование брызгами)

Закрепление техники рисование брызгами

Беседа про звезду и космос, последовательность аппликации из цветной бумаги и рисование брызгами «звёздного мира»

Аппликация аппликации из цветной бумаги и рисование брызгами «звёздного мира»

Шаблоны (трафареты), картины, клеевая кисть (щетина), цветная бумага, клей, ножницы

17

Натюрморт

(раскрашивание натюрморта гуашью)

Научить детей основам композиции. Правильно располагать натюрморт.

Учить удачно, располагать изображения на листе бумаги, гармонично сочетать цвета в рисунке. Показ картин с натюрмортом, последовательность рисования натюрморта

Рисование натюрморта

Гуашь, акварель, раскраски натюрморт, образец.

18

«Ваза»

(рисование техникой монотипия)

Знакомство с техникой рисования монотипия

Беседа, показ картин, последовательность рисования в технике монотипия

Рисование в технике монотипия вазу

Образец, гуашь, шаблоны

19

«Подарок защитнику отечества»

(рисование гуашью и губкой)

Закрепление рисования гуашью, рисование ватными палочками

Беседа «23 февраля», рисование открытки при помощи гуаши и губки, рисование рамки открытки ватными палочками

Рисование открытки

Образец, гуашь, губка, ножницы, ватные палочки

20

Морское дно

(Рисование фона брызгами и аппликация из геометрических кругов)

Закреплять умение работать с цветной бумагой и ножницами.

Развивать умение самостоятельно композиционно правильно располагать рисунок на заданном листе бумаги.

Беседа о водном мире, показ педагогом техники, закрепление с детьми геометрических фигур. Закрепление понятия композиция.


Изготовление общей картины «Морское дно», используя рисование брызгами, и

аппликацию

Щетина, гуашь, шаблоны, образец, бумага цветная, клей, ножницы

21

«Весёлая лягушка»

(рисование по шаблону цветными карандашами и мелками)


Знакомство с техникой рисования граттаж, рисование по шаблону

Беседа про лягушку, просмотр изображений лягушки, знакомство с техникой рисования граттаж, рисование по шаблону.

Рисование в

технике граттаж, рисование лягушки по шаблону при помощи цветных карандашей или восковых мелков, оформление работы…

Цветная бумага, образец, цветные карандаши, восковые мелки , клей

22

«Моя мама»

(рисование цветными карандашами и восковыми мелками, акварельными карандашами)

Закрепление рисования восковыми мелками и цветными карандашами, знакомство с техникой рисования портрета.

Беседа «8-е марта», показ портретов и анализ, последовательность рисования портрета

Рисуем портрет мамы

Восковые мелки, цветные карандаши, образец, картины с портретами

23

«Подснежник»

(рисование гуашью и ватными палочками)

Закрепление рисования гуашью и ватными палочками

Беседа «Вот и весна наступила…»

Последовательность рисования подснежника

Рисование подснежника

Гуашь, ватные палочки, образец

24

Пасхальная открытка.

Аппликация

Закрепить правила работы с цветной бумагой и клеем

Беседа «Скоро Пасха», показ выполнения открытки

Выполнение открытки пасхальной в подарок маме

Клей, картон, цветная бумага, фломастеры

25

«Расписная кружка»

(аппликация и рисование узоров на кружке)

Закрепление рисования ватными палочками и акварелью

Беседа, показ картин, последовательность аппликации и рисование узора

Аппликация и рисование узора на кружке

Цветная бумага, клей, ножницы, ватные палочки, образец, картины

26

«Цыплёнок»

(Тычок жёсткой полусухой кистью )

Продолжить знакомство с техникой аппликации. Знакомство с тычком

Беседа, загадки, Показ работы жесткой сухой кистью-тычком.

Рисуем цыплёнка тычком, приклеиваем клюв, лапки

Клеевая кисть, клей, гуашь, образец, красная бумага, альбомный лист.

27

« Звёздное небо»

( Свеча и акварель)

Продолжить знакомство свеча и акварель

Загадки, беседа о дне космонавтики, последовательность

выполнения рисунка

Прорисовывание звёзд свечей, раскрашивание акварелью

Свеча, акварель кисти, иллюстрации звёздного неба

28

«Наш родной край»

(живопись по – мокрому фону)

Знакомство с техникой рисования по – мокрому фону

Беседа-рассказ о родине, показ видеоролика о Тотьме, рисование по – мокрому фону

Рисование по - мокрому фону


Гуашь, образец, картины, компьютер, проектор.

29

«Чудо природы»

Рисование с помощью трубочки

Знакомство с техникой выдувания из трубочки

Беседа о природе, её красоте, показ рисунков выполненных с помощью трубочки

Рисование, используя трубочку, дорисовывая детали гуашью

Трубочки, кисти, гуашь

30

«Ракета»

( Набрызг и рисование по трафарету губкой)

Учить совмещать в рисунке две техники набрызг и рисование губкой по трафарету

Беседа о космосе, рассматривание иллюстраций, показ последовательный рисования

Рисование ракеты и неба

Листы бумаги, краски, кисти

31

«Пусть всегда будет солнце»

(коллективная работа, рисование ладошками)

Закрепление техники рисование ладошками и пальчиками

Беседа «9-е мая», показ видеоролика о ВОВ, последовательность рисования коллективной работы

Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце»

Пальчиковые краски, гуашь, фломастеры, ножницы, клей, образец, ватман

32

«Пейзаж»

(рисование техникой монотипия)

Закрепление техники монотипия

Беседа про пейзаж, показ галереи пейзажной живописи, последовательность рисования пейзажа

Пейзаж

Гуашь, образец, картины с пейзажами, проектор, компьютер

33

«Филин»

( Тычок жёсткой полусухой кистью)

Продолжаем знакомство с техникой рисования

жёсткой полусухой кистью.

Беседа «Птицы Вологодского края», загадки, последовательность рисования

Рисование жёсткой полусухой кистью

Жёсткая кисть, гуашь, силуэт филина, образец, картинки птиц.

34

«Вот чему я научился!»

(рисование любой из техник, которые были изучены)

Закрепить все известные и пройденные за год техник рисования

Беседа «Вот чему мы научились»

Рисование по выбору

Гуашь, ватные палочки, трафареты, витражи, восковые мелки, фломастеры и т.д.


Методическое обеспечение программы


  1. Игра « С какого дерева упал этот листочек?».

  2. Стихи о селе Дымково; стихи об осьминогах; стихи и загадки о временах года, о птицах, о рыбах, снеговике, по темам занятий.

  3. Иллюстрации времён года; картинки и иллюстрации по темам занятий: морских обитателей; картинки с изображением деревьев, бизона, буйвола, динозавра, грибов, снеговика, космоса, цветов, лягушки, самолёта, цыпленка, ракеты, птиц, рыб, картины с натюрмортом, лягушки и др.

  4. Презентации о Великой отечественной войне, о родном городе.

  5. Поделки: дымковский конь, дымковская барышня, ёлки и др.

  6. Трафареты животных по темам занятий.

  7. Ноутбук, колонки, телевизор.

  8. Классическая музыка.

  9. Краски акварельные, гуашь, пальчиковые.

  10. Кисти для рисования и клеевые.

  11. Клей ПВА.

  12. Образцы рисунков.

  13. Губки паралоновые.

  14. Соль цветная, крупы.

  15. Ватные палочки.

  16. Альбомные листы.

  17. Ножницы.

  18. Целлофановые пакеты.

  19. Фломастеры.

  20. Восковые мелки и цветные карандаши.

  21. Цветная бумага.

  22. Материал для штампов (баночки, крышечки и др).


Список литературы и информационных источников


  1. http://www.maaam.ru/detskijsad/kruzhkovaja-rabota-akvarelka.html

  2. tp://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/uroki-risovanija

  3. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/izo/snegovik-i-druzya.html

  4. Д.Н. Колдина. Рисование с детьми 4-5 лет. Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)

  5. http://www.uchmet.ru/library/material

  6. Г.Н. Давыдова. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. М.2014 год.