Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа по туризму объединения «Спортивный туризм»


Скачать 444.43 Kb.
НазваниеПрограмма по туризму объединения «Спортивный туризм»
страница1/3
ЗаголовокПояснительная записка
Документ создан автором07.12.2016
Размер файла444.43 Kb.
  1   2   3



Управление образования администрации Тотемского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Тотемский Центр дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа по туризму

объединения

«Спортивный туризм»

Возраст обучающихся – 11-14 лет

Срок реализации – 3 года


педагог дополнительного образования

Попова Ольга Александровна


г. Тотьма

2016 г.

Пояснительная записка
Спортивный туризм представляет собой туристско-спортивные мероприятия, связанные с организацией и проведением туристских маршрутов, туристских слетов и соревнований в природной среде. Регулярные занятия спортивным туризмом формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношения к другим людям, к родине, к природе, к труду.

Важнейшая сторона детско-юношеского туризма – оздоровительная. Однодневные туристские походы являются эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы, слеты и соревнования, экскурсии, проводимые на природе, снимают у учащихся нервное напряжение, дают заряд бодрости и энергии, что способствует повышению эффективности качества учебно-воспитательного процесса.

Спортивный туризм способствует всестороннему развитию личности обучающегося, общему оздоровлению организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.

Участие в многодневных слетах и соревнованиях предоставляет обучающимся возможность приобрести практический опыт самообслуживания (обустройство лагеря, приготовление пищи, поддержание гигиены тела, вещей, следят за состоянием снаряжения, чистотой лагеря и т.д.), который является немаловажным в процессе социализации. Занятия в объединении «Спортивный туризм» готовят обучающихся к самостоятельной жизни в обществе.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Спортивный туризм» физкультурно-спортивная.

Анализ развития детского туризма в стране показывает, что на всех этапах развития советской и российской школы туристско-спортивная и краеведческая деятельность рассматривается как одно из наиболее эффективных средств воспитания и развития детей и подростков.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обоснована тем, что туристско-спортивная деятельность, как деятельность образовательная, имеет огромный потенциал: оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физическое укрепление организма) и воспитательный (духовное и интеллектуальное развитие, познание окружающей действительности, расширение кругозора, трудовое воспитание), способствует всестороннему развитию личности ребенка.

В последние годы обоснован и справедливо утвердился в педагогической среде взгляд на единство школьного туризма и краеведения, где краеведение – содержательная, а туризм – техническая составляющая единого процесса туристско-краеведческой деятельности. Туризм по природе своей невозможен без познания истории, культуры и природы родного края. Данная программа построена на интеграции спортивного туризма и краеведения – в этом заключается её новизна.

Цель программы:

- формирование и развитие личности ребенка средствами спортивного туризма, спортивного ориентирования и краеведения; создание условий для качественного усвоения каждым участником туристских навыков, краеведческих знаний, успешного развития в коллективе и «выживания» в природе.

Задачи программы:

образовательные:

- познакомить с основами туристской подготовки;

- обучить навыкам спортивного ориентирования;

- дать знания основ топографии и ориентирования на местности;

- научить приемами оказания первой медицинской помощи;

- познакомить с основами истории, культуры, природы родного края.

развивающие:

- развивать туристские умения и навыки, необходимые для участия в походах и туристских соревнованиях;

- развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за порученное дело, и свои поступки;

- пропагандировать и развивать потребность к здоровому образу жизни.

воспитательные:

- воспитывать патриотизм, любовь к своей малой Родине: уважение к истории, культуре, людям родного края;

- воспитывать качества, необходимые для жизни в обществе и туристском коллективе: настойчивость в достижении цели, ответственность за свои поступки и порученное дело, культуру общения и поведения в социуме;

- воспитывать творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность.

Программа отличается целостностью, системностью и предполагает последовательное развитие обучающихся от овладения минимальным уровнем знаний и умений к достижению туристского мастерства.

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. На протяжении всех трех лет обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки организации туристского быта, техники туризма, ориентирования и краеведения.

Возраст обучающихся: 11-14 лет.

Сроки реализации программы: 3 года.

В случае необходимости программа может быть использована в течение более длительного срока. После прохождения трехлетнего цикла педагог может расширить и дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.

Формы работы по программе: беседа, рассказ, лекция, просмотр видеофильмов, экскурсии, дискуссии, практическая работа, походы, соревнования.

Режим занятий: 2 занятия в неделю: 1 - 2 часа, 2 – 4 часа. Время, отведенное на обучение, составляет 204 часа в год.

Практические занятия составляют большую часть программы и реализуются как на местности во время походов, так и в помещении, в зависимости от темы занятия и времени года.

Программа объединения «Спортивный туризм» предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, получение спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию.

Рекомендуемый минимальный состав группы: 1 год обучения –10 человек; 2 год обучения – не менее 8 человек; 3 год обучения – 6 – 8 человек.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей- предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.

Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении /класс, спортзал/ и на местности /на участке, стадионе, в парке/, в походах. В период осенних, зимних, весенних, летних каникул практические навыки отрабатываются в походах, учебно- тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско - краеведческих мероприятиях.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. После каждого года обучения планируется проведение зачетного туристского мероприятия – похода, слета, соревнования, туристского лагеря, сборов и т.д.

Ожидаемые результаты 1 года обучения

В течение первого года обучающиеся

должны знать:

-нормативы туристских походов и обязанности членов туристских групп;

-технику безопасности при подготовке к походу и на маршруте;

-состав и назначение медицинской аптечки;

-виды спортивного туризма;

-условные знаки топографических карт;

-виды узлов и их назначение.

Должны уметь:

-укладывать рюкзак, разжигать костер, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы;

-оказывать первую доврачебную помощь при обработке ран и ссадин;

-преодолевать естественные препятствия;

-пользоваться простейшими приемами ориентирования: ориентирование по карте, чтение карты и местности, движение по азимуту.
Ожидаемые результаты 2 года обучения

После успешного прохождения второго года обучения обучающиеся

должны знать:

-особенности организации ночлегов в походах;

-приемы спортивного ориентирования;

-виды повязок;

-способы транспортировки пострадавшего;

-виды специального снаряжения.

Должны уметь:

-составлять рацион питания для многодневных походов;

-оказывать доврачебную помощь при травмах;

-разводить костер различными способами;

-утеплять обувь, упаковывать вещи и продукты;

-вместе с педагогом разработать маршрут степенного похода;

-преодолевать любые естественные препятствия;

-преодолевать этапы: параллельные веревки, навеска, кочки, подъем, спуск и т. д.;

-определять азимут на предмет.
Ожидаемые результаты 3 года обучения

После успешного прохождения третьего года обучения обучающиеся

должны знать:

-интересные туристские районы Вологодской области;

- историю своего населенного пункта;

-примерные туристские маршруты на территории своего района;

-специальное туристское снаряжение;

-различные виды укрытий из снега;

-способы организации страховки и самостраховки;

-особенности ориентирования на местности в походах.

Должны уметь:

-делать простейший ремонт снаряжения;

-использовать дары природы при приготовлении пищи;

-организовать страховку и самостраховку на различных этапах;

- читать карту.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Для проверки эффективности и результативности образовательного процесса по данной программе обучающиеся в течение года участвуют в соревнованиях по технике пешеходного туризма, спортивному ориентированию и поисково-спасательным работам. В конце года проводится промежуточная аттестация обучающихся. Теоретические знания проверяются в форме проверочной работы, практические умения и навыки во время похода. В конце третьего года обучения проводится итоговая аттестация.

Учебно-тематический план

1 год обучения




Наименование темы

Количество часов всего

Количество часов теория

Количество часов практика

1

Основы туристской подготовки

88

16

72

2

Топография и ориентирование

40

12

28

3

Краеведение

16

6

10

4

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

24

10

14

5

Основы техники пешеходного туризма

36

4

32






Итого

204

48

156


Содержание программы

1 год обучения
1. Основы туристской подготовки
1.1.Туристские путешествия, история развития туризма

Теория. Туризм — средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и приклад­ных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юно­шеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист Рос­сии». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориен­тированию, туристскому многоборью.

1.2.Роль туризма в воспитании личности

Теория. Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание во­левых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоя­тельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самооб­ладания.

Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллек­тива.

Общественно полезная работа.

1.3.Личное и групповое туристское снаряжение

Теория. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряже­ния для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предме­тов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначе­ние, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пи­щи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйствен­ный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Осо­бенности снаряжения для зимнего похода.
Практика. Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
1.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Теория. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность при­валов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физи­ческое состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к ме­сту привала и бивака.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планиро­вание лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забо­ра воды и умывания, туалетов, мусорной ямы.), заготовка дров.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.

Практика. Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

1.6. Значение правильного питания в походе.

Теория. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербро­дах и с приготовлением горячих блюд.

Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.

Приготовление пищи на костре.

Питьевой режим на маршруте.

Практика. Составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. Закуп­ка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

1.7.Туристские должности в группе

Теория. Должности в группе постоянные и временные.

Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обя­занности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.

Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завпит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонт­ный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, культорг, физорг и т.д.

Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготов­ление пищи, мытье посуды).

Практика. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведе­ния похода и подведения итогов.

1.8. Правила движения в походе, преодоление препятствий

Теория. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим дви­жения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по доро­гам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, че­рез завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практика. Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработ­ка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

1.9. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий
Теория. Дисциплина в походе и на занятиях — основа безопасности.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Правила поведения при переездах группы на транспорте.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Органи­зация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Практика. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

1.11. Туристские слеты и соревнования

Теория. Задачи туристских слетов и соревнований. Организация слетов, судей­ская коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия

проведения. Выбор места проведения, размещения участников и судей, обо­рудование места соревнований. Порядок проведения, информация. Подведе­ние итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение. Охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для прове­дения соревнования и оформления мест проведения.

Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участ­ников. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований.

Практика. Участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополнитель­ного образования, района в качестве участников.

2. Топография и ориентирование

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте

Теория. Определение роли топографии и топографических карт в народном хо­зяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специа­лизация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршру­тов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямо­угольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте.

Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты.

Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт.

Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практика. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участ­ка топографической карты.

2.2.Условные знаки

Теория. Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (за­полняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифро­вые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа го­ризонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полу­горизонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практика. Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.
  1   2   3