Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


Скачать 224.58 Kb.
НазваниеПрограмма разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Документ создан автором21.09.2017
Размер файла224.58 Kb.



f:\img293.jpg


Пояснительная записка.


Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с обучающимися, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе программы дополнительного образования с экологической направленностью.

Образовательная программа «Юный эколог» направлена на формирование у школьников ответственного отношения к окружающей среде, к себе, к обществу. В то же время содержание курса составлено с учётом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению»

Цель программы: сформировать у обучающихся целостный взгляд на окружающий мир и взаимодействие человека с этим миром для сохранения своего здоровья и здоровья окружающей среды.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

  • развитие потребности добывать знания из разных источников информации: справочной и научно-популярной литературы, интернета, собственных наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности;

  • формирование научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

  • формирование и развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.


Коррекционно-развивающие:

  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи);

  • формирование целостной картины окружающего мира посредством развития сохранных анализаторов;

  • развитие навыков пространственной ориентировки;

  • формирование экологической грамотности;

  • развитие восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.


Воспитательные:

  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения;

  • воспитание ответственного отношения к природе, жизни, здоровью.
    развитие потребности в необходимости решения экологических проблем, доступных школьнику;

  • воспитание стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды, ведению здорового образа жизни.


Содержание программы

1-й год обучения – «Неживое в природе». «Жизнь растений и грибов».

(68 часов)

2-й год обучения — «Познавательная экология» (68 часов).

Программа «Юный эколог» предполагает проведение занятий 2 раза в неделю.


Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.


Формы проведения занятий и организации деятельности учащихся:

  • беседа,

  • работа на пришкольном участке,

  • конструирование и моделирование из разных материалов,

  • рисование с натуры и по воображению,

  • игровая программа,

  • творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок),

  • театрализованные представления,

  • экологические акции,

  • исследование объекта,

  • наблюдения,

  • проектная деятельность,

  • коллективные разработки,

  • экскурсии,

  • праздники (День леса, День птиц, День защиты животных и др.)


Ожидаемые результаты.

Формирование универсальных учебных действий:

личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, ее природные богатства;
- уважительное отношение к иному мнению;
- эстетические потребности, ценности и чувства;


регулятивные:
- предвосхищение результата;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;


коммуникативные:
- постановка вопроса; обращение за помощью; формулировка своих затруднений;
- помощь и сотрудничество;
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- распределение функций и ролей в совместной деятельности, формулирование собственного мнения и позиции;

- координирование и принятие различных позиций во взаимодействии;


познавательные:
- формулирование проблемы;
- осознанное и произвольное построение сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- определение объектов и явлений окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного курса;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- установление причинно-следственных связей.


Первый год обучения.

Учебно-тематический план.

«Неживое и живое в природе». «Жизнь растений и грибов».



№ п/п

Раздел. Тема занятия

Содержание темы

Количество часов

Введение

1.

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

Знакомство детей с целями и задачами кружка. Правила техники безопасности при проведении наблюдений и практикумов.

1


2.

Мир вокруг.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая, неживая природа).

1

Раздел 1. Человек и природа

3.

Экология и мы.

Осознание места человека как части природы. Экскурсия в городской парк. Акция «Чистый город» - благоустройство пришкольной территории.

3

4.

Осенние работы в поле

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о сельскохозяйственных культурах и их значении. Экскурсия на с/х поле

2

5.

Практическое занятие «Пришкольный участок»

Работа на участке: сбор семян цветов, сбор плодов шиповника. Инструктаж по технике безопасности

2

6.

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Создание проектов, показывающих место человека в природе. Защита проектов.

3


7.

Осенняя экскурсия

Представление детей об осени как времени года. Сбор материала для гербария.

3

Раздел 2. Неживое в природе

8.

Неживая природа

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

1


9.

Солнце – источник тепла и света

Солнце — источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

1

10.

Вода, её признаки и свойства

Практическая работа по выявлению признаков и свойств воды «Цвет, запах, форма воды».

3

11.

Берегите воду! Проект «Сбережем капельку!»


Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Ржавки. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!»

3

12.

Вода и жизнь. Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?».

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?».

2


13.

Почва – святыня наша.

Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

2


14.

Состав и свойства почвы

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране.

2

15.

Погода. Климат.

Понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Практическая работа «Наблюдение за погодой».

2


16.

Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

2

17.

Почему нельзя? Проект «Зачем нужна сменная обувь»

Актуализация представлений о загрязнении помещения. Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Проект «Зачем нужна сменная обувь».

3

18.

Акция «Мы против мусора!». Игра «Экологический бумеранг»

Проведение акции. Выпуск листовок. Игра «Экологический бумеранг».


2

Раздел 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

19.

Практикум «Хлебные крошки»

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Конструирование модели кормушки.

2

20.

Кто улетает, а кто остаётся. Викторина «Птицы нашего края»

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Викторина «Птицы нашего края»

2

21.

Экологические связи неживой и живой природы. «Жалобная книга природы» (животные).

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.

2



22.

Растения рядом

Игра «Угадай растения по описанию». Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

1

23.

Комнатные растения

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями

3


24.

Размножение комнатных растений

Различные способы размножения комнатных растений. Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.

2

25.

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

2

26.

Растения луга и леса. «Жалобная книга природы» (растения).

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. Создание кроссвордов «Растения моего края»

2

Раздел 4. Царство грибов

27.

Съедобные грибы

Сформировать представление о грибах как части живой природы. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

2

28.

Несъедобные грибы

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе. Игра «Съедобное-несъедобное».

2

29.

Микроскопические грибы. Игра «Съедобное - несъедобное»

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов. Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека.

2

Раздел 5. Сельскохозяйственный труд весной

30.

Сельскохозяйственные машины и орудия

Закрепить представления о сезонности труда, о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

1

31.

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов. Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей.

3

32.

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

Посадка декоративных растений. Опыты:

«Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

Изготовление колышков и этикеток.

3

33.

Итоговое занятие

Презентация проектов учащихся

1


Итого:


68 часов










Универсальные учебные действия,

которыми овладеет обучающийся 4 класса.


Познавательные: уметь практическим способом находить связи, закономерности в теоретическом материале; использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения.
Регулятивные: организовывать рабочее место, выстраивать алгоритм своей деятельности, анализировать проделанную работу, делать выводы и самооценку.
Личностные: ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, выражать собственное видение мира, находить подходы в творческой деятельности.

Межпредметные: применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между материалами разной предметной направленности.

Коммуникативные: выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе.

Второй год обучения.

Учебно-тематический план.

«Познавательная экология».


№ п/п

Раздел. Тема занятия.

Содержание темы

Количество

часов

Введение

1.

Вводное занятие. Жизнь на Земле

Инструктаж по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле».

2

Раздел 1. Среда обитания


2.

Времена года на Земле

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

1


3.

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

1

4.

Изменения окружающей среды. Практическая работа «Составление цепей питания»

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь. Практическая работа «Составление цепей питания»

2

5.

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Практическое занятие «Осенние работы на пришкольном участке»

3

6.

Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Экскурсия в лес.

2


7.

Разнообразие животных, условия их жизни

Представление о классификации животного мира. Практическая работа «Составление цепей питания»

2

Раздел 2. Жизнь животных


8.

Динозавры – вымерший вид животных.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

1

9.

Творческая работа «Динозавры юрского периода»

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Составление коллажа «Динозавры юрского периода»

2

10.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Презентация мини- проектов.

3

11.

«Красная книга» – способ защиты редких видов животных и растений.

Знакомство с разделами Красной книги. «Красная книга Вологодской области».

3

Раздел 3. Реки и озера

12.

Реки и озера

Пресная вода. Осадки. Отличие рек от озер.

1

13.

Получение кислорода под водой

Жители рек — рыбы. Поиск информации, подготовка сообщений

2

14.

Пресноводные животные и растения

Беседа об обитателях пресных вод. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. Творческая работа — составление коллажа «Жизнь в озере».

2

15.

Жизнь у рек и озер

Обитатели берегов рек и озер. Творческая работа - составление презентации «Обитатели прибрежных зон рек и озер»

2

16.

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод — причина загрязнения водоемов. Работа над проектом. Презентация проекта.

3

17.

Околоводные птицы

Особенности околоводных птиц. Составление цепи питания

2

Раздел 4. Человек и животные

18.

Жизнь среди людей. Акция «Помоги птицам зимой».

Жизнь в городах. Изготовление кормушек. Акция «Помоги птицам зимой».

2

19.

Птица года. Выпуск буклета «Птицы – наши друзья».

Знакомство с птицей года, ее образом жизни и особенностями. Конкурс презентаций о птице года.

2

20.

Домашние животные

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация.

2

21.

Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

2


22.

Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

2

23.

Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах

2


24.

Люди и паразиты

Понятие «паразиты». Работа со справочной литературой. Как уберечь себя от паразитов.

2

25.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини-сочинение «Защити себя»

2

26.

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Вологодской области. Экскурсия с целью исследования первоцветов

2

27.

Акция «Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление и распространение листовок. Презентация мини проектов «Первоцветы Вологодской области».

2

Раздел 5. Сельскохозяйственный труд

28.

Почва

Необходимость перекопки и рыхления почвы, способы перекопки. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

2

29.

Семена овощных и декоративных культур

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Практическая работа «Весенняя переборка семян лука, картофеля»

2


31.

Посадка и уход за рассадой

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений. Пикировка рассады помидоров.

2


32.

Подготовка почвы на пришкольном участке

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

3

33.

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы. Работа в группах.

3

34.

Декоративные растения. Итоговое занятие

Декоративные растения и цели их выращивания. Подведение итогов достижений учащихся за год.

2

Итого:

68 часов







Универсальные учебные действия,

которыми овладеет обучающийся 5 класса:


Познавательные: воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности; распределять материал по направлениям, блокам.

Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.
Личностные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами, схемой, выполненными самостоятельно.

Межпредметные: применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками.
Коммуникативные: различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры; решать возникающие вопросы в диалоге.

Оборудование для реализации программы:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;

  • микроскоп, лупа;

  • компьютер, принтер, сканер, мультимедийная установка;

  • набор ЦОР по окружающему миру;

  • живые объекты: простейшие, гидры, дождевые черви, моллюски (прудовики, слизни), мелкие ракообразные (дафнии, циклопы), мушки-дрозофилы;

  • демонстрационные таблицы на печатной основе.

Литература

  1. Абрахина И.Б, Осипова В.Б., Царев Г.Н. Позвоночные животные Ульяновской области.- Ульяновск: «Симбирская книга», 1993.- 246с

  2. Амиров Н.Х., Галеев К.А. и др. Экологическое воспитание дошкольников. Учебно- методическое пособие.- Казань: РИЦ «Школа», 2004.- 104с.

  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.- 80с.

  4. Акопян Э.М., Якута Л.В. Воспитание экологической культуры школьника.- Ульяновск: УИПКПРО, 1996.- 88с.

  5. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

  6. Блабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.- 154с.

  7. Базаров А.А., Базарова А.И..- Загрязнение атмосферного воздуха в муниципальном образовании «Город Ульяновск»: научное издание- У.: НИЦ «Поволжье», 2008.-40с.

  8. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. — Москва. Терра -Terra, 1992.

  9. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М, 1991.

  10. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.

  11. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.

  12. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно- методическое пособие.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.- 288с.

  13. Глебова В.Д. Живой мир вокруг тебя: учебно- методический комплекс элективного курса для учащихся 5 классов.- Ульяновск: УИПКПРО, 2009.-80с.

  14. Глебова В.Д., Позднякова Н.В. Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 6-8 классах - Ульяновск: УИПКПРО, 2007.- 60с

  15. Под ред. Грижимека Б. Экологические очерки о природе и человеке.- М.: «Прогресс».- 1988.

  16. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

  17. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков// Начальная школа. — 1992. — № 11-12.

  18. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. — Волгоград, 1996.

  19. Иванов И.В. Что растет вокруг тебя: пособие для учащихся 5-6 классов.- М.: государственноу учебно- педагогическое издательство министерства просвещения, 1962

  20. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. — 2001. — № 1.

  21. Касаткина Н.А.- Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы.= Волгоград: Учитель, 2004.-160с.

  22. Козлов М.А, ОлигерИ.М. Школьный атлас- определитель беспозвоночных.- М.: Просвещение, 1991.- 207с

  23. Ланге К.П. Зеленый шум- Куйбышев: книжное издательство, 1981- 208с.

  24. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.

  25. ЛюбимцевВ.В. Вопросы и ответы.- М.: Дрофа, 1995.- 384 с. (Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему?)

  26. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.

  27. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. — Ленинград., 1991.

  28. Окунцов П.П. Неповторимый мир животных (Путешествие по этологии).- Ульяновск: «Симбирская книга», 1995.- 184с.

  29. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2001.

  30. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.

  31. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.

  32. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. — 1998. -№ 8.

  33. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. — 1991. — № 5.

  34. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1975, 157с.

  35. Петров В.В.. Рассказы о лесных растениях.- М.: Издательство московского университета, 1970

  36. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю.- М.: планета, 2013.- 128 с.- (Моя малая родина)

  37. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир: кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, АО «Учеб.лит», 1996.- 192с.

  38. Спирина Е.В., Глебова В.Д., Рассадина Е.В., Лукс В.П. Биологическое краеведение Ульяновской области.- Ульяновск: УИПКПРО, 2011.-208с..

  39. Спирина Е.В.. Биоиндикация и биологический мониторинг: курс лекций.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 84с.

  40. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник./ Харьков, Белгород – 2010 .

  41. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2009.- 134с.

  42. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.

  43. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных./ Харьков, Белгород 2008.

Электронные ресурсы:

  • Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/(09.03.11)

  • Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html(09.03.11)

  • А.Ликум — Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_(09.03.11)

  • Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  • Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/(09.03.11)

  • Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696(09.03.11)
    -«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/(09.03.11)

  • Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty(09.03.11)

  • http://zelenyshluz.narod.ru — «Зеленый шлюз» Помощник в поиске экологической информации: ссылки на сайты