Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа социально-педагогической направленности кружка видеостудии «Первомайка +» для обучающихся 5-9 классов


Скачать 115.07 Kb.
НазваниеПрограмма социально-педагогической направленности кружка видеостудии «Первомайка +» для обучающихся 5-9 классов
ЗаголовокПрограмма кружка видеолюбителей для среднего школьного возраста
Документ создан автором21.02.2017
Размер файла115.07 Kb.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-педагогической направленности


кружка видеостудии «Первомайка +»

для обучающихся 5-9 классов



Руководитель

Неспанова Людмила

Александровна


с. Кичменгский Городок

2016



Пояснительная записка.

XXI век наступает под знаком жанра. Гипноз экранных средств массовой коммуникации, близкое к наркотическому воздействие телевидения и компь­ютерных игр являются в основном предметом опасений по поводу будущего человечества, однако эти же настораживающие свойства экрана вполне могут быть использованы на благо образования. Именно сила эмоционального взаимодействия подростков с экранной реальностью дает нам основание по­пробовать через творчество в этой области бороться с пассивным, автомати­ческим восприятием. Именно сейчас видеосъемка становится явлением по-настоящему массовым, поэтому обучение в этой области необходимо - иначе активность подростков выльется в подражание стереотипам, а это может пло­хо повлиять на само стремление к творчеству. Важно также, что появляется дополнительная возможность реализовать творческий потенциал подростка, зачастую мало востребованный даже в интенсивном учебном процессе.

Другая сторона проблемы - творческий подход к делу: часто мы забываем о том, что наиболее эффективным способом обработки и освоения практи­чески любой информации было и остается творчество, иначе говоря, изуче­ние только "ремесла", технологии видеосъемки отнюдь не является панацеей от всех бед. У творчества свои законы; в данной программе акцент на разви­тие творческих способностей предусматривает работу с индивидуальными склонностями и качествами учеников.

В модели каждого занятия должны сочетаться индивидуальные и коллек­тивные формы работы. При этом в индивидуальных формах работы (выполнение творческих заданий, самостоятельные съемки и т.п.) следует поощрять новизну, творческие находки, поиск интересных материалов, фантазию, про­явленную при их обработке, то есть все те качества, которые косвенно опре­деляют реализацию и развитие творческого потенциала подростка. В кол­лективных же формах работы следует акцентировать именно моменты «ре­месла» - четкость и ясность языка при реализации творческого замысла, дос­тупность реализуемой идеи, правильность соблюдения специальных техноло­гических инструкций; это позволит ученикам осознать свои творческие пози­ции и попытаться освоить творчество в «жесткой» системе подачи инфор­мации, которая является одним из признаков системы современных инфор­мационных коммуникаций - массовой печати, телевидения, радио, компью­терных сетей.

Предлагаемая модель занятия включает в себя три обязательных элемента: творческая (театрально-игровая) разминка; освоение необходимой теорети­ческой базы; выполнение специальных заданий, показ и обсуждение резуль­татов. Давать новую для, детей информацию педагог может в различных формах: либо в форме более традиционной (рассказ, беседа, демонстрация видеофрагментов и т.д.), либо в форме открытых дискуссий (направляемых в нужное русло - так, например, беседа о системе жанров современных экран­ных искусств становится гораздо более простой, если использовать устный опрос учеников и одновременно изображать на доске итоговую схему). По­лучение новой информации может и быть результатом поиска самих учени­ков: получаемая ими непосредственно во время занятий литература (слова­ри, заметки, историческая литература и т.п.) и подсказываемый способ по­лучения нужной информации дадут положительный результат - разумеется, если не переусложнять задач, поставленных перед ребенком. Сложность за­даний обычно определяется исходя из индивидуальных особенностей данной аудитории и развития детей.

Следует строго следить за тем, чтобы показ и обсуждение результатов были не­отъемлемым элементом каждого занятия, поскольку именно это определяет Итоговый интерес подростка к предмету и является залогом формирования творче­ской активности. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изуче­ние материалом связанных с культурой (историей родного края, страны, эле­ментов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что вос­приятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Если подросток может осознать, зачем для того, чтобы "просто снимать на видео", знать историю культуры. - цель работы достигнута наполовину: если школьник пытается в системе изучаемых правил реализовать свой творческий потенциал, проявить собственную творческую индивидуальность - вот идеал, к которому следует стремиться. Но критерии оценки должны быть достаточно строгими; нельзя «перехваливать» результаты детского творчества. Конкретные цели реализации программы для данного возраста:

• общее развитие (через определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходя­щее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве);

• знание основ экранной культуры (знание необходимых терминов, умение понимать язык экрана, делать первичную интерпретацию сюжета исходя из особенностей экранного языка);

• реализация первого этапа освоения съемочной техники - работа с видеока­мерой (уровень фиксации предмета; отработка понятий композиции, светотене­вого решения кадра, общих проблем использования света при съемке, основ монтажа, построения несложного монтажного образа).

Необходима, кроме индивидуальных творческих заданий, работа над коллек­тивными проектами (съемка фотофильма о школе и подготовка стенда с фото-фильмом, съемка видео-зарисовок, видеоклипов, передач для школьного теле­видения, подготовка видеофестивалей и т.д.). Экзамен, зачет или другие формы подведения итогов данного курса предпочтительны в форме отчета по творче­ским проектам - как индивидуальным, так и групповым.

Программа включает 11 основных тематических блоков. На реализацию каж­дого блока, в зависимости от конкретных условий, может уйти от 4 до 8 часов. Таким образом, программа в целом рассчитана на 48 (96) часов. Группа для за­нятий не должна превышать 12-15 человек; при выполнении практических за­даний идеален случай, когда на группу в 3-4 человека приходится одна камера.


  • Цели и задачи программы

  • Задачи курса связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией: 

  • формирование представления об устройстве и принципе действия цифровой фото и видеокамеры, передачи изображения на компьютер

  • ознакомление с процессом фото и видеосъемки

  • изучение основ композиции кадра

  • развитие навыков обработки фильмов с помощью программы Pinnacle Studio, фотографий с помощью программы Adobe Photoshop CS2

  • ознакомление с жанрами фото и видеосъемки

  • формирование эстетического вкуса и эмоциональной культуры личности

  • расширение информационной культуры

  • Содержание программы


1. Каким мы видим мир через экран.

Палитра чувств и представление о культуре восприятия. Чем интересны старые фильмы? Почему видеокамера каждый раз открывает мир заново. Все ли стоит снимать, или нужна ли нам цензура. Устройство видеокамеры. Уход за камерой. Правила безопасной съемки. Аккумуляторы и зарядные устройства.

Практические занятия:

«Посмотри вокруг себя» - общие планы. Панорама по окружающим предметам. Первое представление о композиции кадра. Работа статичными планами: "Мир предметов" - видео­зарисовки типа "Книга", Лист", "Цветок", "Ручка" и т. п. Работа над понятиями общего, среднего, крупного планов; основами монтажа. 4 часа (8).

2. «Азбука экрана» - кадр, план, ракурс, монтаж.

Как рождается язык экрана. С чего начинается съемка. Сценарий как "смысловая цепочка". От идеи до замысла: разработка сценарного плана.

Практические занятия:

«Лица друзей» - короткие портреты в стиле "Дом, который построил Джек" (попытка охарак­теризовать человека через любимые вещи, предметы, которые его окружают, выстроить сю­жеты через монтаж статичных планов). 4 часа (8).

3. Выразительность экранного языка.

Что может видеокамера. Композиция кадра: правило "золотого сечения", правило диагонали.

Практические занятия:

«Как одно и то же сделать разным» - освоение понятия «ракурс»: как выразить свое отноше­ние к объекту съемки через использование ракурса. За основу вариативности упражнений

следует взять гамму чувств - сделать человека страшным, пугающим, смешным, карликом, великаном и т. п. 4 часа (8).

4. Рисует светотень.

Свет и настроение. Что богаче: черно-белое изображение

или цветное? (с показом кино или видеофрагментов). Как сделать пасмурный

день ярким и наоборот.

Практические занятия:

"День и ночь" - проблемы освещения. Съемки при натуральном и искусственном освещении.

Дополнительное освещение. Изменение освещенности при помощи камеры (этюд-панорама "У окна", 'Сумерки средь бела дня", "Темные углы* и т. п.).4 часа (8).

  1. Представление о документальном и игровом кино. Всегда ли нужен цвет? Экран как «машина времени».

Практические занятия:

«Автопортрет» или «Познакомьтесь, это я» - рассказать о себе через детские фотографии, любимые веши, реплики друзей, зеркала и т. п. Акцент - на использование цвета (установка белого цвета, резкость цветовых пятен, общая цветовая гамма). 4 часа (8)

6. Что интереснее - немое кино или звуковое?

Когда не обойтись без звука. Слово с экрана (документальное кино, телевидение).

Практическое занятие:

«Представьтесь, пожалуйста» - съемка интервью. Проблемы отбора вопросов и синхронной записи звука. 4 часа (8).

7. Событие на экране. Экранное время и экранное пространство. Как выстраивать экранную реальность (некоторые правила монтажа при съемке). Практические занятия:

«Сотри случайные черты» - видеопортрет школы (улицы, дома, города) с необычной точки зрения (экскурсия инопланетян, монолог старого школьного здания, входной двери, лестни­цы и т. п.). Создание специальной фонограммы. Шумы. Звуковые эффекты. Озвучание. 4 часа (8).

8. Сценарий как «цепочка действия».

Использование спецэффектов. Как снимать в расчете на монтаж.

Практические занятия:

«Две версии» - освоение жанровых различий, работа с понятием «жанр». Съемка одного и того же микросюжета в двух или более жанровых вариациях. Пример - снять видеоцепочку «идти по коридору: открыть ключом дверь: подойти к столу: найти что-то в книге". Снять: комедийную версию; детектив; фильм ужасов; бытовой рассказ; кошмарный сон; сказку и т. д. 4 часа (8).

9. Где рождается образ?

Работа с «документальной» реальностью.

Практические занятия:

Съемка материала и монтаж жанровых зарисовок - «Ветер». «Пти­цы», «Ручей», «Фонтан», «Карусель». Работа с состоянием, попытка передать атмосферу действия. 4 часа (8).

10. «Сам себе режиссер» - видеонаблюдение (возможно - спровоцированное) за инте­ресными объектами. Разбор видеороликов программы «Сам себе режиссер». Поиск и отбор аналогичных сюжетов. Конкурс на лучший видеоролик. 4 часа (8).

11. Выбор собственной темы и жанра

(видеоклип, экранизация короткого рассказа, телезарисовка и т.д.) и работа над творческим проектом по следующим этапам:

1. От идеи до замысла.

2. Сценарный план.

3. Съемка.

4. Отбор материала, монтаж.

5. Озвучание, редактирование,.

Оптимальный состав съемочной группы - 1 -3 человека на документальный проект, до 7-8 человек на игровой. 8 часов (16)


  • Учебно-тематический план






Наименование темы

Количество часов

теория

практика

Всего

1.

. Каким мы видим мир через экран.

4

4

8

2.

. «Азбука экрана» - кадр, план, ракурс, монтаж.

3

5

8

3.

Выразительность экранного языка.

4

4

8

4.

Рисует светотень.

2

6

8

5.

  1. Представление о документальном и игровом кино. Всегда ли нужен цвет? Экран как «машина времени».




3

5

8

6.

Что интереснее - немое кино или звуковое?

2

6

8

7.

. Событие на экране. Экранное время и экранное пространство. Как выстраивать экранную реальность (некоторые правила монтажа при съемке).

2


6


8

8.

Сценарий как «цепочка действия».

3

5

8

9.

Где рождается образ?

3

5

8

10.

«Сам себе режиссер» - видеонаблюдение (возможно - спровоцированное) за инте­ресными объектами.

4

4

8

11.

Выбор собственной темы и жанра

6

10

16



  • Ожидаемые результаты

  • знание устройства и принципа действия цифровых фото и видеокамер 

  • умение грамотно построить композицию кадра

  • умение самостоятельно анализировать и рецензировать фото и видеоматериал

  • умение вести беседу с людьми, являющимися объектами съемки

  • знание этических норм работы оператора

  • знание основных возможностей программы Pinnacle Studio

  • умение подготовить фото и видеоматериал к просмотру



  • Методическое обеспечение программы:

  • http://vio.fio.ru/vio_30/cd_site/Articles/art_2_3.htm - Загл. с экрана.

  • http://works.fio.ru/getblob.asp?id=10007874 - Загл. с экрана.

  • http://medialiteracy.boom.ru/medialiteracy/methods.htm - Загл. с экрана.

  • http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya20012005162057.php -

Загл. с экрана.



  • Список литературы для учителя и обучающихся:


1. Будникова Н. А. Школьное медиа-образование. [Электронный

документ]. – Режим доступа:

http://vio.fio.ru/vio_30/cd_site/Articles/art_2_3.htm - Загл. с экрана.

2. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире

СМИ. [Электронный документ]. – Режим доступа:

http://works.fio.ru/getblob.asp?id=10007874 - Загл. с экрана.

3. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

4. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и

образование. – 2000. - № 2. – С. 33-38.

5. Федоров А.В. Основные принципы методики медиаобразования

студентов педагогических вузов. [Электронный документ]. – Режим

доступа: http://medialiteracy.boom.ru/medialiteracy/methods.htm - Загл. с

экрана.

6. Что такое Медиаобразование – Бюро ЮНЕСКО. [Электронный

документ]. – Режим доступа:

http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya20012005162057.php -

Загл. с экрана.