Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа ставит задачи: формирование у учащихся практических трудовых навыков


Скачать 107.72 Kb.
НазваниеПрограмма ставит задачи: формирование у учащихся практических трудовых навыков
Заголовокбюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вашкинского муниципального района
Документ создан автором25.01.2016
Размер файла107.72 Kb.





II. Пояснительная записка
Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все: дети и взрослые. Игрушка-самоделка имеет большое значение в творческом развитии детей, является одной из форм эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Игрушка, сделанная ребенком, это не только результат труда, в процессе которого развивается координация движения рук, глазомер, мускулатура пальцев рук, но и результат творчества. Игрушка может быть для ребенка не только забавой, но и средством воспитания художественного вкуса.

Актуальность программы в том, чтобы приобщить современного ребенка, в то время когда стремительно развивается технический прогресс к народной истории через изготовления самодельной игрушки.

Кроме того программа позволяет выявить художественно одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития, помогает решать проблему занятости детей начальной школы во внеурочное время в качестве дополнительного образования учащихся.

Педагогическая целесообразность в том, что программа включает в себя 2 направления: мягкая игрушка из ткани и меха и создание аппликаций-коллажей плоскостных и объемных при изготовлении панно. Таким образом, дается возможность детям творчески поработать с различными материалами и фурнитурой.

Кроме того разнообразие деятельности помогает более эффективно повысить и удержать интерес учебному материалу.

Целью данной программы является создание условий для творческого развития каждого воспитанника через создание мягкой игрушки, что служит общему развитию личности.

Программа ставит задачи:

- формирование у учащихся практических трудовых навыков

- развитие творческой активности

- воспитание художественного вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости.

Творческая активность учащихся достигается путем расширения форм работы с детьми.

Например, введение в обучение коллективной работы, которая не только повышает интерес учащихся к занятиям, но и помогает формированию опыта творческого общения, чувства коллективизма. Коллективная форма деятельности вызывает эмоциональный подъем у ребят, желание участвовать в этой работе.

Практические знания и умения прививаются в виде индивидуальной работы с каждым ребенком на общих занятиях. А также накоплению практического опыта в процессе занятий способствует метод «от простого к сложному»: вначале рекомендуется проработать очень простые образцы. Это плоские игрушки из плотных материалов (сукна, драпа, флиса), украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают простые швы ( шов «вперед иголку», «назад иголку», «строчка»), которые выполняются с лицевой стороны деталей. Таким образом, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек.

Затем исполняются виды швов ( «петельный», «через край», «потайной»), дается возможность увеличить количество деталей у игрушки.

Выполнение аппликаций-коллажей позволяет разнообразить обучение. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменяться при необходимости и при желании. Чтобы помочь ребенку сделать правильный вывод, предлагаются наглядные пособия (поделки, фотографии)

Младшим школьникам предлагаются простые в изготовлении игрушки с минимальным количеством деталей.

Отличительной особенностью настоящей программы является ее простота и доступность.

На работу с тканью в младших классах школы отводиться очень мало времени, поэтому у учащихся отсутствуют умения и навыки работы с тканью и необходимыми инструментами. Поэтому и составлена программа на 1 год, чтобы вовлечь как можно больше детей и дать им элементарное образование по мастерству рукоделия. Ребята выполняют игрушки по готовым лекалам – выкройкам, используя несложные приемы сшивания. Приобретаются навыки раскроя и пошива игрушки, дети получают представления о пропорциях ее деталей, выразительности форм изделия, декоративных свойствах материала. Учебные занятия строятся по принципу чередования видов деятельности. Сначала идет просмотр и выбор образца, раскрой, сшивание деталей, затем сборка готовой игрушки.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

- правила подготовки рабочего места;

-правила безопасной работы с различными материалами, инструментами;

-область применения и назначение материалов и инструментов;

-технику швов;

-основные правила поведения в коллективе.

должны уметь:

- изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 выкройкам и описанию;

-выбирать материалы с учетом свойств, по внешним признакам;

-осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;

-выполнить аппликацию – коллаж;

-составить композицию из игрушек.

Отслеживание результатов обучения имеет текущий и итоговый характер. Формой отслеживания результатов являются:

-проведение мини – выставок по каждой теме;

- итоговая выставка по завершению программы.

IV. Учебно-тематический план

1 года обучения




Наименование темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие:

- из истории мягкой игрушки;

-необходимые материалы и инструменты;

- организация рабочего места;

- инструктаж по технике безопасности.



2



-

2

2

2.1.
2.2.
2.3.

2.4.

Технология выполнения швов:

-шов «вперед иголку», шов «назад иголку», шов «строчка»;

Плоские игрушки – сувениры с использованием изученных швов:

-ежик;

-овца.
Технология выполнения швов:

- петельный шов;

- шов «через край»;

- потайной шов.
Игрушки- сувениры с использованием изученных швов:

-хомяк или крыска;

-мышь;

-капитошка



-


-

-

-

-

-

-



2


4

4

2

4

4

4



2


4

4

2

4

4

4

3

Зимнее рукоделие:

-аппликация – коллаж

- новогодние сувениры и елочные украшения: обезьянка, Дед Мороз, снеговичок

- сувениры к Рождеству:

ангелки, библейские персонажи.


1
-
-


11
12
5

29

12
12
5

4

Объемные игрушки из шаров:

-основа для цельнокроеной игрушки (шарик);

-колобок;

-цыпленок;

-гусеница.






1

2

4

4

11
1

2

4

4

5

Объемные игрушки из флиса и меха простой конструкции:

-обезьянка;

-котик.






11

11

22
11

11

6

Составление композиции из поделок.

Коллективная творческая деятельность: выполнение коллективной композиционной работы


1


19


20

7

Объемная аппликация

1

21

22

8

Занятия – конкурсы с использованием поделок, выставка работ.


-


8


8

9

Организационно – массовая работа:

- участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества, объединения.



-



4



4

10

Итоговое занятие

2

-

2




Итого:

7

137

144


V. Содержание учебной деятельности.
1.Вводное занятие(2 часа)

Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».

Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.
2. Ознакомление с техникой выполнения ручных швов.

2.1. Шов «вперед иголку», «назад иголку», «строчки».
2.2 Освоение технологии выполнения плоской игрушки-сувенира с использованием изученных швов. Используемые материалы и их свойства. Изготовление плоской игрушки из одной выкройки: ежик, овца. Оформление поделки.
2.3. Петельный шов, шов «через край», потайной шов.

2. 4. Игрушки сувениры с использованием изученных швов.

Используемые материалы и их свойства. Изготовление игрушки из 2-3 выкроек: хомяк или крыска, мышь, капитошка. Оформление поделки.
3. Зимнее рукоделие.

3.1.Аппликация – коллаж. Основы технологического процесса. Выбор эскиза. Подбор материала для работы. Разметка изображения. Сборка и закрепление деталей на фоне.

3.2. Новогодние сувениры, елочные украшения: обезьянка, Дед Мороз, снеговичок.

3.3. Сувениры к Рождеству: ангелки, библейские персонажи.
4. Объемные игрушки из шаров.

Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки (шарика). Изготовление цельнокроеных игрушек из 2-3 выкроек: колобка, цыпленка, гусеницы.
5. Объемные игрушки из флиса и меха простой конструкции: обезьянка, котик. Особенности объемных игрушек. Основные этапы выполнения объемных игрушек. Виды соединения деталей. Оформление игрушек.
6. Составление композиции из поделок.

Коллективная творческая деятельность: выполнение коллективной композиционной работы. Выбор темы. Подбор материала для изготовления игрушек. Подготовка его к работе. Раскрой игрушек. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий и их оформление. Составление композиции из сшитых игрушек с использованием других материалов.

7. Объемная аппликация. Особенности изготовления.

Используемые материалы: картон, мех, флис, трикотажное полотно, кожа. Правила раскроя. Сюжетная аппликация (индивидуальная работа).

8. Занятия – конкурсы с использованием поделок. Выставки работ.

Оформление и проведение мини – выставок по каждой теме. Организация итоговой выставки. Проведение конкурса «Лучшая работа года», а также конкурсов и на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратна, оригинальная, забавная и т.д. Презентация игрушки. Обсуждение работ.

9. Организационно – массовая работа.

Участие в мероприятиях Дома детского творчества, объединения.

10. Итоговое занятие.

Подведение итогов выполнения программы. Поздравление победителей и участников детских конкурсов.

X. Методическое и дидактическое обеспечение программы
Методическое обеспечение:

-наличие образовательной программы;

-методические разработки по отдельным темам (по истории игрушки, по технологии обработки швов и т.д.);

-наличие соответствующей литературы для педагогов и детей.
Дидактическое обеспечение:

-лекала по всем видам игрушки;

-плакаты по ТБ;

-план эвакуации при ЧС.
Материальное обеспечение:

-наличие материалов и инструментов для изготовления игрушек.
XI.Используемая литература для детей


  1. Городкова Т.В, Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки.

Яр., «Академия развития», 1998.

  1. Деревянко Н., Мягкая игрушка. М., Рипол классик, 2001.

  2. Петухова В.И., Мягкая игрушка. 1 т. М., Росмен. 2000.

  3. Мягкая игрушка. 2 т. М., Росмен. 2000.

  4. Кочетова С., Мягкая игрушка М. Рипол-классик.2001.

  5. Конкович М., Мягкая игрушка. М. Рипол-классик.2002.

  6. Кононова Т.П., Неботова З.Л. Мягкая игрушка – М.: Сова, 2010.

  7. Журналы.


Используемая литература для педагога.

    1. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка.- М.: ИД МСП,2005.

    2. Золина Т.М., Иванова Т.И. Мягкая игрушка.- СПБ.: Эксмо,2007

    3. Лабунская Г.В. Тихтерева И.С. Работа с детьми над игрушкой М.: Академия педагогических наук, 1988.

    4. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. –М.: Просвещение,1990.

    5. Ефимов А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990.

    6. Кочетова С. Мягкая игрушка. – М.: Валерии СПД Эксмо,2003.

    7. Рондели Д.Л. Народное декоративно – прикладное искусство. – М.: Просвящение, 1988.

    8. Соколова Ю., Сидорович Ю. Мягкая игрушка. – М.: Литература,2005.

    9. Фролова Т.О. Мягкая игрушка. – М.: АСТ,2004.

    10. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка.- М.: АСТ, 2007.

    11. Якубова А. Мягкая игрушка. – СПб.: Литера, 2005.