Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Моя краеведческая лаборатория» Учитель географии: А. У. Гайниева


Скачать 124.31 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности для 5 класса «Моя краеведческая лаборатория» Учитель географии: А. У. Гайниева
Документ создан автором26.05.2017
Размер файла124.31 Kb.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Наримановского района

«Средняя общеобразовательная школа №2»

(филиал с.Волжское)

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________

«____»__________2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по ВР

___________Н. С. Поварнина

«_____»_____________2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________С. С. Игохина

Приказ № ______от

«____»_____________2016г




ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности для 5 класса

«Моя краеведческая лаборатория»

Учитель географии: А.У. Гайниева

Направление: научно-познавательное

(35 часов, 1 час в неделю)

Срок реализации 2016-2017 год


Пояснительная записка

В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, когда география начинает изучаться с 5 класса (1 час в неделю), на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческий курс 5 класса не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

С целью привлечения интереса пятиклассников к изучению своей местности и приобретению навыков по применению конкретных географических знаний и умений на практике, подготовлена программа краеведческого практикума «Моя краеведческая лаборатория» для учащихся 5 класса. Практикум составлен в рамках соответствующего учебного предмета «География» (5 класс) ФГОС ООО. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в своей местности по компасу, солнцу, звёздам, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка и т.п.

Необходимость в развитии интересов у учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель краеведческого практикума: создание условий для успешной адаптации и творческой самореализации пятиклассников по месту проживания. Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности на практических краеведческих занятиях;

- формировать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, развивать творческие способности, видеть и понимать окружающую действительность, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к элементам окружающей среды, усваивать правила безопасного поведения в ней.

Каждое занятие предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности через наблюдения, исследования, моделирование, выполнение проектных, творческих и практических заданий, которые отражены в рабочей тетради юного астраханца краеведческого практикума 5 класса, подготовленной к данной программе.

Обеспечивается возможность использования разнообразных организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.
Ожидаемый результат:

  • Понимание взаимосвязи объектов и явлений природы, умение их объяснять и использовать в жизни, в решении практических задач.

  • Овладение навыками исследовательской деятельности в окружающей среде и выполнение посильных проектов.

  • Умение проводить поиск необходимой информации, как на местности, так и других краеведческих источников для выполнения творческих заданий.

  • Решение практических задач по заданным краеведческим проблемам.

Рассчитана программа на 35 учебных часов.

Примерная схема планирования краеведческого практикума.


Название раздела

Название темы

Количество часов

Дата

Введение

Введение. Источники краеведческой информации.

1




I. Наш край во Вселенной.

Ориентирование на местности во времени и пространстве с помощью Солнца.

2




Ориентирование ночью по звёздам. Посещение Планетария.

1




Наш край на глобусе.

1




II. Географическое отражение нашего края.

Астраханская область на географической карте.

1




План местности. Описание маршрута по плану местности.

3




Путешествие как способ познания своего края.

1




Топонимы в истории края.

2




III. Природа Астраханского края.

Исследование рельефа, горных пород и полезных ископаемых края. Почва.

4




Погода своей местности.

3




Вода в природе края.

5




Живая природа области.

6




IV. Природа и астраханцы.

Воздействие астраханцев на природу и их последствия.

2




Стихийные бедствия своей местности.

1




Резерв времени




2




Всего




35






Содержание программы.

Введение (1 час)

Какую познавательную, практическую и творческую деятельность предлагает «краеведческая лаборатория». Знакомство с источниками краеведческой информации: карты Астраханской области, города Астрахани, атлас Астраханской области, видеофильмы, учебные краеведческие пособия.

I.Наш край во Вселенной (4 часа)

Ориентирование на местности во времени и пространстве с помощью Солнца. Формирование умения ориентироваться в пространстве по Солнцу; по Солнцу и часам; по Солнцу и компасу. Отработка навыков ориентирования на местности.

Ориентирование ночью по звёздам. Наблюдение звёздного неба и определение созвездий, овладение приёмами ориентирования по звёздам; определение Полярной звезды на небосводе. Ориентирование по Луне. Экскурсия в Планетарий.

Наш край на глобусе. Определение положения края по глобусу: срединное положение между экватором и Северным полюсом. Работа с теллурием: изменение положения своей местности на глобусе при вращении Земли вокруг Солнца.

II. Географическое отражение нашего края (7 часов)

Астраханская область на географической карте. Исследование положения области на карте России, мира. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, проходящих через Астраханскую область. Обозначение местоположения своего населённого пункта, города Астрахани, города Харабали (географического центра области).

План местности: Составление схемы маршрута движения в свою школу. Нахождение самого короткого и безопасного пути в школу. Оценивание расстояния между отдельными участками маршрута (по количеству шагов). Составление схематического плана местности на основе маршрутной съёмки.

Описание маршрута по плану местности: интересные объекты своего края.

Путешествие как способ познания своего края. Путевые впечатления и их отражение. Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершённом учащимся по своему краю, или составление электронной презентации – Путешествие по родному краю.

Топонимы в истории и географии края. Знакомые с детства слова. Происхождение географических названий Астраханской области. Живая история села, района, города в названиях. Легенды и предания о географических названиях. Многообразие в прошлом имён реки Волги, Каспийского моря, города Астрахани.

III. Природа Астраханского края (18 часов)

Исследование рельефа своей местности по картам (1 час). Определение по картам атласа географического положения наивысшей точки области – гора Большое Богдо, особенности её происхождения и названия. Прикаспийская низменность – самая низкая точка России. Загадочные бэровские бугры – отличительная особенность дельты Волги. Нанесение на контурную карту некоторых элементов краеведческой номенклатуры.

Изучение горных пород и полезных ископаемых края (2 часа). Определение горных пород своего края по образцам, установление их осадочного происхождения. Выяснение связи с осадочным происхождением полезных ископаемых края. Описание по образцам свойств горных пород Астраханского края: агрегатное состояние, твёрдость, цвет, горючесть, растворимость в воде и др. Нанесение их на контурную карту с помощью условных знаков: соль, нефть, гипс, газ, песок, глина, известняк.

Почва (1 час), её отличие от горной породы. Виды почв территории Астраханской области: бурые, солонцы и солончаки, песчаные, пойменные – аллювиальные. Определение с помощью опытов состава почвы, её свойств: влагопроницаемости и воздухопроницаемости.

Погода своей местности (3 часа). Ознакомление с метеоприборами, отражающими особенности погоды конкретной местности в определённое время: термометром, барометром, флюгером, осадкомером и т.д. Определение атмосферного давления, температуры и количества осадков, влажности воздуха с помощью приборов.

Исследование погоды за день, её описание с построением графика хода температуры.

Работа с календарём погоды. Характеристика погоды за месяц с помощью составления графика температур, чтения графика атмосферного давления, розы ветров, диаграмм облачности и осадков. «Самое, самое» погоды своего края.

Вода в природе края (5 часов). Определение по карте местоположения географических объектов гидросферы своего края: крупные рукава Волги – Ахтуба, Бузан, Бахтемир, Камызяк, Кигач; озеро Баскунчак, Каспийское море и др. Нанесение их на контурную карту.

Речная система Волги. Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек Европы – Волги. Выяснение источников питания и режима Волги в пределах своего края по атласу Астраханской области.

Учебная экскурсия: практическое исследование на местности температуры, направления и скорости течения реки; определение прозрачности воды в реке.

Крупные, известные в России озёра Астраханской области: Каспийское море-озеро и озеро Баскунчак. Нахождение их на карте, исследование их особенностей и значения для хозяйственной деятельности России. Составление мини-рассказа «Как я путешествовал (виртуально или реально) по озеру…». Создание презентации с фотографиями из Интернет-ресурсов или личной коллекции об озере.

Живая природа области (6 часов). Составление комплексного описания природной зоны пустынь и полупустынь. Изучение и заполнение таблицы по особенностям адаптации растений, животных и человека к условиям обитания в зоне пустынь и полупустынь.

Растения области. Работа с гербарием, составленным из растений своей местности. Сравнение растительности Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги с растительностью полупустынных и пустынных урочищ.

Животные края. Составление фотоальбомов о жизни животных своей местности. Посещение краеведческого музея (отдел природы) области.

Красная книга Астраханской области. Заповедные места своей местности (видеопутешествия).

IV. Природа и астраханцы (3 часа)

Знакомство с основными видами воздействия человека на природу и их последствиями в своей местности. Экскурсия в школьный двор: определение экологического состояния территории по внешнему виду растений. Подсчёт и определение показателя интенсивности движения транспорта на центральной улице своего населённого пункта. Выявление шумового загрязнения окружающей среды.

Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности; составление краткого описания одного из них.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Атлас Астраханской области. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 1997.

  2. Имя на карте Астраханской области /Краеведческий альманах «Астрахань» - Астрахань: ООО «Типография «Нова», 2008

  3. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. / Под редакцией Дронова В.П./ - М; «Вентана-Граф», 2012.

  4. Методическое письмо «Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС». Электронный журнал «УЧИТЕЛЬ географии» №1, 2012 : http:// www.geoclass.ru/index.php/1-nomer-1-2

  5. Никифорова Н.А., Романова О.Е. Азбука юного астраханца, или с Алфавитом по родному краю. – М.: Планета, 2011.

  6. Никифорова Н.А., Протасевич Г.Н. Природа нашего края./Учебно-методическое пособие для школ Астраханской области/ - Астрахань, Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2010.

  7. Никифорова Н.А., Алиева О.А. Рабочая тетрадь юного астраханца краеведческого практикума 5 класса «Моя краеведческая лаборатория».- А.:2012

  8. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  9. Учебные видеофильмы «Природа и человек». – Астрахань, «Канал 7+», 2006


Планирование краеведческого практикума

Название раздела

Название темы

Количество часов

Дата

Введение

Введение. Источники краеведческой информации.

1







I. Наш край во Вселенной.

Ориентирование на местности во времени и пространстве с помощью Солнца.

2







Ориентирование ночью по звёздам. Посещение Планетария.

1







Наш край на глобусе.

1







II. Географическое отражение нашего края.

Астраханская область на географической карте.

1







План местности. Описание маршрута по плану местности.

3







Путешествие как способ познания своего края.

1







Топонимы в истории края.

2







III. Природа Астраханского края.


Исследование рельефа, горных пород и полезных ископаемых края. Почва.

4







Погода своей местности.

3







Вода в природе края.

5







Живая природа области.

6







IV. Природа и астраханцы.

Воздействие астраханцев на природу и их последствия.

2







Стихийные бедствия своей местности.

1







Резерв времени




2







Всего




35