Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа внеурочной деятельности «Культура речи»


Скачать 227.53 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности «Культура речи»
Документ создан автором31.01.2017
Размер файла227.53 Kb.

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Культура речи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Положения о внеурочной деятельности и направлена на развитие личности ребенка, его коммуникативных способностей через овладение основами культуры речевого общения в коллективе.

Актуальность и перспективность курса

Программа кружка «Культура речи» имеет определенные преимущества перед уже известными программами по развитию речи «Риторика», «Этика», «Культура общения». Здесь все данные программы находят свое отражение в комплексе, дифференцированно для детей конкретного коллектива и позволяет решить главную задачу: развить личность ребенка, его коммуникативных способностей через овладение культуры речевого общения. Несомненно, на уроках русского языка и литературного чтения педагоги частично решают данную задачу, но такая форма работы как кружок позволит закрепить изученный материал на практике во время непосредственного общения детей, расширит представление младших школьников о культуре речевого общения в коллективе. В работе с младшими школьниками по развитию речи особое внимание должно уделяется активному общению и игровой деятельности. В программе эти два вида деятельности объединены. Данная задача легко решается, потому что кружковые занятия, как форма проведения занятий, не ограничивает педагога в выборе методов и приемов работы.

В программе особое место отводится игре. Лишь во время игры ребенок может полностью раскрыться, быть активным участником действий, проявлять инициативу и творчество.

Игра в данной программе будет рассматриваться с различных точек зрения.

- Как средство саморазвития, когда ребенок в процессе игровой деятельности сам развивается, сам ищет и находит правильное решение, сам делает выводы и оценивает свои слова и поступки.

- Как средство самоутверждения. Данный аспект появляется лишь тогда, когда ребенок видит результат своих достижений. Здесь особое место будет уделяться отношению педагога. За каждый малейший положительный момент в развитие ученика его нужно хвалить, а на недостатки вовремя указывать и в очень деликатной форме.

- Как средство отдыха. Все занятия кружка должны нести эффект релаксации после умственной нагрузки во время учебных занятий. Поэтому материал для работы должен быть веселым и интересным для детей.

Культура речи – понятие очень обширное. Она включает в себя не только знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, а также соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе.

Одной из задач, поставленных перед образованием в связи с переходом на ФГОС второго поколения, является формирование у учащихся нравственной и гражданской позиции.

Проблема формирования культуры речи очень актуальна и возникла уже давно. Сейчас, с развитием современного общества, она назрела более остро. Дети мало общаются друг с другом, чаще сидят за компьютером, и поэтому развитие речевого общения сильно снизилась.

Ребенок приходит в школу со словарным запасом, достаточным для общения, но речь еще пока бессвязна, логически непоследовательна, содержит много грамматических ошибок и, как правило, невыразительна.

До 6-7 лет ребенок находится в обществе только близких ему людей, которые воспринимали его слова, действия, поступки как фактор развития ребенка, познание окружающей его действительности, не замечая ошибок в обращении к старшим, во взаимоотношения со сверстниками. Родители чаще поощряют упорство, жестокость ребенка, мотивируя их действия понятиями: «кто вперед, тот и берет», «кто сильнее, тот и умнее». В результате дети более слабого характера становятся «забитыми», не могут постоять за себя не только физически, но и словесно. Необходимо в раннем возрасте начать регулировать баланс между такими ребятами, чтобы не воспитать в последующем «человека-диктатора» и «человека – жертву». Занятия по формированию и развития у детей культуры общения, как на уроках, так и во время внеурочной деятельности, неплохо решают эту проблему. Нравственные нормы поведения, усвоенные детьми в раннем школьном возрасте, несомненно, будут накладывать отпечаток на дальнейшее формирование характера человека, его культуры и грамотности.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что с раннего школьного возраста необходимо начинать развитие и формирование культуры речи учащихся в процессе общения друг с другом и окружающими людьми.

Цели и структура курса

Цель: развитие личности ребенка, его коммуникативных способностей через овладение основами культуры речевого общения в коллективе.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями правильная и грамотная речь.

  2. Улучшить произносительную сторону речи.

  3. Предупредить ошибки, связанные с употреблением в речи диалектных слов.

  4. Работать над формированием правильной и грамотной речи, хорошей дикции и выразительности речи.

  5. Развивать устную речь.

  6. Воспитывать культуру общения в классном коллективе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 6,6 до 11 лет. Состав детей остается постоянным на протяжении всех лет обучения, то есть – отдельный классный коллектив. Данное условие необходимо для прогнозирования и диагностики результатов выполнения цели и задач.

Формы организации деятельности на занятиях:

Основными формами организации деятельности на занятиях являются:

- фронтальная работа;

- групповая работа;

- индивидуальная работа.

Методы и приемы при проведении занятий:

- эвристическая беседа;

- игра-путешествие;

- игровая программа;

- наблюдение;

- конкурс;

- праздник;

- спектакль.

Сроки реализации программы:

1 год обучения -33 часа (1 час в неделю).

2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).

3 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).

4 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).

Вся программа рассчитана на 4 года обучения. Материал для изучения будет усложняться по спирали. Занятия будут проходить один раз в неделю по 40 минут с 1 по 4 класс во внеурочное время после уроков в учебном кабинете.

Межпредметные связи: «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Отличительной особенностью стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа кружка поможет в формировании личностных универсальных учебных действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Культура речи ».

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Личностные результаты предусматривают формирование у школьников коммуникативной компетенции, которая подразумевает решение определенного типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь тесно связано с культурой речи и овладением «техникой» общения.

Таким образом, программа по культуре речи для учащихся начальных классов имеет общекультурную и духовно-нравственную направленность. Ее основная цель и задачи направлены на формирование у младших школьников достаточно грамотной и культурной речевой активности в процессе общения, а также осуществляет воспитательную функцию в вопросе укрепления гражданской позиции по отношению к родному языку.

Формы подведения итогов:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:

- педагогическое наблюдение;

- анализ активности обучающихся на занятиях;

- выполнение диагностических задач поискового характера;

- накопление фотоматериалов;

- портфолио работ учащихся;

- показ детских достижений (спектакли, праздники, концерты, конкурсы)

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля







всего

Теория

практика



































































































































Содержание 1 класс.

«Разговорчики»

В первый период работы особое внимание будет уделяться произносительной стороне речи:

- работа с дефектами речи;

- употребление слова в свойственном ему значении;

- правильное употребление местоимений;

- правильная постановка ударений в слове;

- правильное произношение слов;

- работа с диалектами.

2 класс

«Риторика»

Второй период обучения направлен на развитие речи учащихся:

- правильное составление предложений;

- правильная постановка вопроса;

- соблюдение логической последовательности в тексте;

- работа с диалектными выражениями;

- работа с рифмой;

- «проба пера» (сочинения, стихи)

3 класс

«Речевой этикет»

На данном этапе будет формироваться и воспитываться культура речевого общения:

- речевой этикет;

- культура общения в коллективе;

- волшебные слова;

- деловое общение:

- публичное общение.

4 класс

«Театр»

На четвертом этапе дети будут пробовать свои способности в сценическом искусстве:

- постановка дикции;

- декламация стихов;

- постановка мини-сценок;

- ролевые игры.

Учебно-тематический план на первый год обучения.

«Разговорчики» - 33 часа.



Тема занятий

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2-6

Наш речевой аппарат. Игры со звуками.

5

7-14

Слово и речь. Игры со словами.

7

15-20

Значение слова. Слова –загадки.

7

21-26

Его величество – ударение! Игры с ударением.

6

27-29

Местоимение. Игры со словами местоимениями.

3

30-32

Игры «Разговорчики»

3

33

Конкурс

1




Итого:

33

Каждое занятие кружка на протяжении всего года обучения будет начинаться с зарядки для речевого аппарата (язык, губы), а также с тренировки дыхания и произношения отдельных звуков. Данное условие необходимо для выполнения задачи по улучшению произносительной стороны речи.

Содержание программы

  1. Вводное занятие (1 час)

Что такое культура речи? Знакомство с целями и задачами кружка. Входная диагностика. Упражнения в произношении звуков, слов, в чтении стихов.

  1. Тема: «Наш речевой аппарат. Игры со звуками». (5 часов)

Теория:

Практика:

Как произноситься звук. Правильная постановка звука. Игры со скороговорками, чистоговорками, потешками и прибаутками, игра «Произнеси правильно!»

  1. Слово и речь. Игры со словами. (7 часов)

Что такое речь? Из чего она состоит? Игры со словами-перевертышами; разгадывание ребусов, кроссвордов; игра «Пословица рассыпалась»; разгадывание загадок; игра «Угадай слово по его описанию».

  1. Значение слова. Слова-загадки. (7 часов)

Слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие действие предмета; слова, обозначающие признак предмета. Что за слова диалекты? Игры «Составь из слов предложение», «Найди в тексте предложения», «Исправь ошибки» (с диалектами)

  1. Его величество – ударение! Игры с ударением (6 часов)

Ударение в слове. Логическое ударение в предложении. Упражнения в правильной постановке ударения в слове. Игра «Исправь ошибки». Упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении. Работа над постановкой логического ударения при чтении стихов.

  1. Местоимение. Игры со словами – местоимениями. (3 часа)

Что такое местоимение? Местоимения-перевертыши (евонная, ейная..). правильные и неправильные местоимения. Игра «Исправь ошибки».

  1. Игры в «Разговорчики» (3 часа)

Выходная диагностика с выполнением задач поискового характера. Игры «Давай побеседуем», «Урок для Незнайки». Игра «Объясни правильно и понятно».

  1. Конкурс (1 час)

Конкурс чтецов стихотворений.

Ожидаемый результат.

К концу первого года обучения ребенок:

- научится замечать и исправлять некоторые дефекты собственной речи;

- научится правильно выбирать слова в процессе общения;

- научится правильно употреблять местоимения, правильно ставить ударения в словах;

- получит навык в правильном произношении слов и построении предложений без диалектных слов.

Учебно-тематический план на 2 год обучения

«Риторика» - 34 часа



Тема занятий

Количество часов

1-2

Вводное занятие

2

3-9

Слово. Игры со словами.

7

10-15

Предложение и текст. Основная мысль в тексте. Игры для юных писателей.

6

16-17

Знак вопроса. Интонация вопроса. Игры для юных корреспондентов.

2

18-23

Значение рифмы. Игры в анаграмму. «Проба пера»

6

24-26

Особенности местного диалекта

3

27-30

Письма и сообщения как средство общения.

4

31-33

Фантазеры-рассказчики

3

34

Праздник

1




Итого:

34

На протяжении всей работы в кружке дети будут собирать личное портфолио, где расположат свои творческие работы. Данное портфолио будет итогом работы кружка и результатом выходной диагностики.

Содержание программы:

  1. Вводное занятие (2 часа):

Что такое риторика? Кто? Что? Кому? Почему и зачем? Умение слушать и слышать собеседника главные качества культурного человека. Входная диагностика.

  1. Слово. Игры со словами (7 часов)

Сила слова. Словарный состав русского языка. Словари. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы, крылатые выражения. Игра «Восстанови фразеологизм, объясни выражение». Разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад. Что такое паронимы? Игра «Поле чудес».

  1. Предложение и текст. Игры для юных писателей (6 часов)

Предложение и текст. Основная мысль. Как правильно составить план текста. Составление плана по заданному тексту. Редактирование деформированного текста. Изложение услышанного текста. Написание заметки в газету по плану и на заданную тему.

  1. Знак вопроса. Игры для юных корреспондентов (2 часа).

Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения во время задавания вопроса собеседнику. Упражнения в правильности задавания вопросов. Игра «Интервью у друга»

  1. Значение рифмы. Игры в анаграмму (6 часов).

Что такое рифма? Виды рифмы. Что такое анаграмма? Игры с рифмой. Игры в анаграмму. Игры с рифмой «Найди потерявшиеся слова». Конкурс «Проба пера».

  1. Особенности местного диалекта (3 часа).

Какие слова нам не нужны? Исключаем диалекты из речи игра «Расскажи историю». Вокализм местного говора игра «Поем гласные звуки».

  1. Письма и сообщения как средство общения (4 часа).

Как правильно писать письма и сообщения? Пишем письмо другу. Пишем письмо маме. Пишем сообщение другу, пишем сообщение маме.

  1. Фантазеры-рассказчики (3 часа).

Правила рассказчика. Исключаем диалекты. Сочиняем истории. Рассказываем истории. Выходная диагностика.

  1. Праздник (1 час)

«В гостях у Старушки - Говорушки».

Ожидаемые результаты.

К концу второго года обучения ребенок:

- научится правильно составлять предложения, логически верно и грамотно задавать вопрос собеседнику;

- получит навыки в написании текстов с учетом последовательности и смысла;

- разовьет свои творческие способности в процессе работы с рифмой;

- научится грамотно и последовательно рассказывать истории с учетом последовательности событий, исключая диалектные слова.

Учебно-тематический план на 3 год обучения

«Речевой этикет» - 34 часа.



Тема занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2-8

Этикет.

7

9-12

Волшебные слова

4

13-27

Общение и коллектив

15

28-32

Публичное выступление

5

33

Диагностика

1

34

Праздник

1




Итого:

34

На протяжении всей работы в кружке дети будут дополнять личное портфоио, где расположат свои творческие работы и фотографии. Данное портфолио будет итогом достижений учащихся.

Содержание программы.

  1. Вводное занятие (1 час)

Какого человека мы можем назвать культурным? С каким человеком приятно говорить? Поговорим культурно! Входная диагностика.

  1. Этикет (3 часа)

Что за слово этикет? Виды этикета. Речевой этикет. Постановка голоса во время общения. Игра «Докажи что ты прав». Как правильно слушать? Игра «Рассказчики и слушатели». Упражнения в соблюдении правил речевого общения с друзьями. Какие правила нужно соблюдать во время общения со взрослыми людьми.

  1. Волшебные слова (2 часа)

Разнообразие вежливых слов и устойчивых выражений в речевом общении. Упражнения в решении проблемных ситуаций в разговоре. Игра «Вставь пропущенное слово». Игра «В кругу общения»

  1. Общение и коллектив (5 часов)

Формы, функции и правила общения. Решение проблемных ситуаций. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций. Что такое взаимовыручка? Решение проблемных ситуаций. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций. Что такое сочувствие? Решение проблемных ситуаций. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций. Обзываться – это плохо! Почему? Решение проблемных ситуаций. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций. Деловое общение как отдельный вид общения. Игра «Идем в магазин». Игра «Идем на прием к врачу». Выходная диагностика с выполнением задач поискового характера.

  1. Публичное выступление (5 часов).

Что такое публичное выступление? Правила публичного выступления. Упражнения в публичном выступлении перед классом. Краткость и точность в речи. Исключаем диалекты. Игра «Внимание, новости!»

  1. Диагностика (1 час)

Праздник «Дружба».

Ожидаемые результаты.

К концу третьего года обучения ребенок научится:

- управлять морально-волевыми качествами в процессе общения в классном коллективе;

- слушать собеседника;

- получит знания о правилах делового общения;

- познакомится с понятием «публичное общение»

- получит знания об ораторском искусстве.

Учебно-тематический план на 4 год обучения

«Сценическое искусство» - 34 часа.



Тема занятий

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2-5

Артист, актер и слово.

4

6-9

Средства выразительности в речи. Тон, темп, громкость.

4

10-12

Средства выразительности в речи. Мимика, жесты.

3

13

конкурс

1

14-19

Ролевые игры

6

20-27

Постановка мини-сценок.

8

28-33

Постановка спектакля

6

34

Праздник

1

На данном этапе работы дети будут дополнять портфолио, где расположат личные фотографии. Данное портфолио будет итогом достижений учащихся, а также результатом работы кружка.

Содержание программы.

  1. Вводное занятие (1 час).

Вводная диагностика с целью выявления артистических и коммуникативных качеств личности детей. Что такое театр?

  1. Артист, актер и слово (4 часа).

Что такое сценическое искусство? Как связаны понятия артист и культура речи? Конкурс актерского мастерства. Упражнение в выразительном чтении рассказов. Упражнение в выразительном чтении сказок.

  1. Средства выразительности в речи. Тон, темп, громкость (4 часа).

Как мы говорим? Тон, темп, громкость – это важно. Использование различной тональности в голосе во время общения. Работа над темпом речи. Выбор громкости во время разговора.

  1. Средства выразительности в речи. Мимика, жесты (3 часа).

Что такое мимика, жесты? Их значение во время общения. Упражнения в декламации текста с использованием мимики и жестов. Игра «Пантомима».

  1. Конкурс (1 час)

Конкурс чтецов.

  1. Ролевые игры (6 часов)

Игра «Кто я такой?». Игра «Мой сосед напротив». Игра «В библиотеке». Игра «Большая семейная фотография». Игра «Танец-сценка». Игра «Я - президент».

  1. Постановка мини-сценок (8 часов).

Выразительное чтение сценки «Колобок на новый лад», распределение ролей для сценки. Репетиция по ролям. Репетиция сценки. Выступление со сценкой. Выразительное чтение сценки «Дело было вечером». Распределение ролей для сценки. Репетиция по ролям. Репетиция сценки. Выступление со сценкой.

  1. Постановка спектакля (6 часов)

Чем спектакль отличается от сценки? Выразительное чтение сценки «Белоснежка и гномы». Распределение ролей для сценки. Репетиция по ролям. Отработка дикции. Репетиция спектакля. Выступление со спектаклем. Итоговая диагностика с целью выявления и артистических и коммуникативных качеств личности детей. Коллективные игры.

  1. Праздник (1 час)

Праздник «Наш самый классный класс!»

Ожидаемые результаты.

К концу четвертого года обучения ребенок:

- расширит представления о культуре речи как об искусстве слова, то есть будет иметь представление о роли сценического искусства;

- сформирует навыки артистичности, выразительности, активной жизненной позиции;

- будет сформирована устойчивая потребность в общении.

Информационно-методическое обеспечение

Материальное обеспечение:

Для воспитанников:

  1. Тетради;

  2. Ручки;

  3. Карандаши;

  4. Зеркало.

Для учителя:

  1. Компьютер;

  2. Интерактивный комплекс;

  3. Принтер;

  4. Колонки;

  5. Экран;

  6. Цифровой фотоаппарат;

  7. Костюмы для инсценировок.

Методическое обеспечение:

  1. Карточки с заданиями по различным темам.

  2. Тексты для чтения с заданиями.

  3. Толковый словарь.

  4. Этимологический словарь.

  5. Сценарий внеклассных мероприятий, сценок, спектаклей.

  6. Сменный уголок «Говори правильно!»

  7. Диски с фильмами и презентациями по различным темам.

Список литературы для учителя:

Бакулина Г.А. Развитие речи младших школьников на уроках литературного языка 2 класс. - М.: Владос, 2004.

Введенская Л.А. Русское слово.- М.: Просвещение, 1995.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Гриф МО РФ. М. Издательство «Логос», 2010.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Эксмо, 2010

Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1995.

Соколова Т.Н. Школа развития речи. Курс Культура речи. Методическое пособие. 4 класс. – М.: «РОСТкнига», 2010.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. – М.: Вако, 2005.

Список литературы для обучающихся:

Электронные образовательные ресурсы