Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Юный помощник "


Скачать 109.58 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности младших школьников "Юный помощник "
Документ создан автором18.05.2017
Размер файла109.58 Kb.

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа внеурочной деятельности младших школьников “Юный помощник ” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Внеклассные занятия по моей программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.

Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности младших школьников “Юный помощник ” являются:

  • Закон РФ “Об образовании”;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства
    ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального
    самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов,
    учащихся и их родителей;

  • преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.

Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для развития у младших школьников творческих и умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления.

Задачи данной программы:

  • Сформировать позитивное отношение к окружающему миру.

  • Познакомить с технологиями изготовления поделок и сувениров.

  • Формировать знания об использование в работе различных материалов

  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

  • Научить правильно использовать цветовые гаммы.

Возраст детей, реализация программы.

Программа “Юный помощник” рассчитана на детей младшего школьного возраста 7–8 лет на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности: по одному часу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.

  2. Практические умения и навыки.

  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности «Юный помощник» будут трех уровней.

Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.

Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.

Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье, украшение города к праздникам.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Дети ежедневно смотрят интересные телепередачи, часто посещают различные зрелищные мероприятия, читая книги, рассматривают красивые иллюстрации в них, но беда в том, что многие из ребят быстро забывают обо всем увиденном или услышанном, становясь только потребителями искусства.

Учителю начальных классов и руководителю внеклассной работы необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания и разговоров, но и, будучи взрослым, вносил бы красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

В. А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка”.

Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, необходимо показать им, величие труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделять воспитанию чувства прекрасного, желания своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье. Работы из природных материалов, бумаги и пластилина позволяют детям другими глазами взглянуть на растительный и животный мир, пробуждают в них радость труда, жажду творчества.

Актуальность программы заключается в формировании художественных представлений у младших школьников и воспитании бережного отношения к труду.

Образовательная программа “Забавные поделки” имеет цель: заинтересовать ребенка художественной деятельностью и пробудить интерес к созданию разнообразных поделок.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • расширить представление учащихся о красоте окружающей их природы;

  • познакомить учащихся с разновидностью художественной деятельности;

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся ответственное отношение к труду;

  • способствовать формированию у детей художественного вкуса и эстетической культуры;

  • создать условия для формирования умений работать в группе;

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой фантазии и воображения;

  • развить способности выражать мысли и чувства через создание поделок;

  • прививать интерес к искусству.

Образовательные технологии

1. Методы обучения.

Словесные: объяснение, рассказ, беседа.

Наглядные: экскурсии в природу, на выставки.

Практические: конкурсы.

2. Формы работы.

  • Практические занятия.

  • Творческие занятия.

3. Приёмы обучения.

  • Наблюдение.

  • Зарисовка объекта.

  • Работа с объектом.

В программе содержится классификация основных видов занятий по художественному труду. Содержаниепрограммы позволяет развивать в учащихся, эстетическое восприятие произведений искусства, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, овладение простейшими ручными операциями.

Занятия с детьми проводятся с использованием картин, таблиц, мультимедийных средств.

Организация учебного процесса

Предлагаемая программа рассчитана на детей 6-7 лет, 1 год обучения – 68 часов (2 часа в неделю).

Программа ориентирована на развитие мелкой моторики руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Работа с разным материалом способствует умственному развитию мышления, внимания учащихся, приобщает детей к природе.



Название темы

Кол-во учебных часов

Я леплю из пластилина - 9 часов

1

Соберем урожай

3

2

Ягоды

1

3

Дары леса

3

4

Божья коровка

1

5.

Улитка

1

Бумажная пластика - 7 часов

1

Это нам понадобится на уроке (правила и приемы работы)

1

2

Азбука оригами (тюльпан)

1

3

Игрушки на палец (из цилиндров)

1

4

Зайчик из салфетки

1

5

Подвески и гирлянды

1

6

Фонарик

1

7

Ажурная елочка

1

Поделки из всякой всячины - 10 часов

1

Соленый колобок (поделки из соленого теста)

2

2

Нарядные яйца

2

3

Наскальная живопись или оживление камня

2

4

По следам железного дровосека (поделки из металлической пищевой фольги)

2

5

Поделки из крышек

2

Любуемся природой, учимся у природы (работа с природным материалом) - 8 часов

1

Крупяная мозаика

2

2

Лесная скульптура (шишки, желуди, орехи)

2

3

Листопадничек (заяц из засушенных листьев)

2

4

Узоры из морских ракушек.

2

 

Итого:

68

Учебно-тематический план.

1 класс

Разделы:

1. Я леплю из пластилина.

Правила подготовки и уборки своего рабочего места. Виды учебной работы: лепка с натуры, лепка по представлению и на основе фантазии.

2. Бумажная пластика.

Что такое бумага? Оригами в Рождество. Цветочные шары. Игрушки для праздников.

3. Поделки из всякой всячины.

Создание колобка, основы, кругового орнамента, изображения, сушка, разукрашивание.

Бумажно-веселое, рисово-манное платье: выбираем “нитки” для платья, примерка наряда, окраска платья.

Выбор камня по форме, размеру; краски – гуашь, масляные, акриловые.

Любуемся природой, учимся у природы.

Виды природных материалов, способы их хранения и обработки, технология изготовления поделок

Ожидаемые результаты

После первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • Названия растений, используемых в работе.

  • Иметь понятия о сезонных явлениях в жизни растений.

  • Способы сохранения растительного материала.

  • Создавать творческие работы, аппликационные работы и работы из теста.

Список литературы

  1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988.- 224 с.: ил.

  2. Богатеева 3.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.: ил.

  3. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методическое пособие. - Тула: ООО “Издательство “Родничок”; М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001. – 168 с.: ил.

  4. Конышева Н.М. К65 Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы. -2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.-80 с., ил., 4 я ил.

  5. Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. - 4-е изд. - М.: Ассоциация XXI век; АО “Московские учебники и Картолитография”, 2000. -160 с.; ил.

  6. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Лебедева Е.Г. - 4-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008.-176 с.: цв. ил. - (Внимание: дети!).

  7. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985.- 112 с., ил.

  8. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах: Кн. для учителя по внеклас. работе. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.: ил.

  9. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по Р85 внеклас. работе / А. М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1984. - 192 с., ил.

  10. Румянцева Е.А. Празднечные открытки / Румянцева Е.А. - М.: Айрис-Пресс, 2005. – 176 с.: цв. Ил. - (Внимание: дети!)

  11. Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда в начальных классах. М., “Просвещение”, 1971. 144 с, с ил.

  12. Шухова С. Поделки из всякой всячины / Соня Шухова. - 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2007. -192 с.: цв. ил. - (Внимание: дети!).

  13. Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. - 160 с., ил.