Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Рабочая программа кружка педагога Дерябиной Марии Валерьевны, учителя высшей категории «Учись языку как искусству», 8,9 класс


Скачать 112.6 Kb.
НазваниеРабочая программа кружка педагога Дерябиной Марии Валерьевны, учителя высшей категории «Учись языку как искусству», 8,9 класс
Документ создан автором20.01.2017
Размер файла112.6 Kb.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области

«Сидоровская школа» структурное подразделение «Лежская школа»



Рабочая программа кружка педагога

Дерябиной Марии Валерьевны,

учителя высшей категории

«Учись языку как искусству», 8,9 класс

( базовый уровень)

д. Спасское

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

С детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.

Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладевать языковой культурой – наша общая задача.
Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет или обесцвечивает язык, и в то же время, развивая в нем все ценное, накопленное веками или возникающее вновь.

Расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка является одним из приоритетных направлений лингвистической науки. В условиях современного общества связная речь является одним из важнейших факторов успешности формирования личности учащихся. Однако формированию умения правильно построить свою речь и преподнести ее аудитории в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом.

Коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности – усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть  построено с учётом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения  отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого  выпускника школы.

Требование создать текст-рассуждение на итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.

Цель курса: помочь ученикам восполнить пробелы в знаниях, расширить знания учащихся о речевых нормах.

Задачи курса:

– понимать содержание текста;
– производить сопоставительный анализ содержания текстов одной тематики;
– овладевать приёмами сжатия информации;
– развивать умения обосновывать;
– свою позицию аргументами из прочитанных текстов;
– употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
– пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения,
– отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;
– отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
– отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;
избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
– соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
– править  написанное;
– грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке. 

Содержание программы:

1. Сжатое изложение –  3 часа.
2. Типы ошибок –  9 часов.
6. Обобщающее повторение –  1 час.
7. Задания на осмысление содержания текста –  3 часа.
8. Задания на определение стиля и типа речи, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности –  10 часов. 9. Обобщающие задания – 2 часа. 10.Создание собственного текста –  6 часов.

Программа рассчитана на 34 часа  в год, 1 час в неделю

Календарно-тематическое планирование

занятия

Кол-во часов

Дата

Тема занятия

1 - 3

3

 

Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

4.

1

 

Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов ( «Не говори красиво!»,  «Не говори красиво?»). Повторение: качества хорошей речи) .Тренинг.

5.

1

 

Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг.

6.

1

 

Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг.

7.

1

 

Нарушение видо-временных отношений глаголов-подлинное и мнимое. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота. Синтаксическая бедность.

8.

1

 

Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг.

9.

1

 

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг.

10.

1

 

Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг.

11.

1

 

Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Тренинг.

 

12.

1

 

Ошибки в построении сложного предложения Прямая  и косвенная речь. Тренинг.

13.

1

 

Обобщающее повторение. 

 

 

 

Задания на осмысление содержания текста

14.

1

 

Чтение и аудирование текста. Виды аудирования. Виды чтения.

15.

1

 

Как слушать текст, чтобы понять его содержание?

16.

1

 

Смысловой, стилистический, типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности.

 

 

 

Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности

17.

1

 

Определение функционального стиля текста.

18.

1

 

Определение смыслового типа речи.

19.

1

 

Определение темы и главной мысли текста.

20.

1

 

Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный, тезисный).

21.

1

 

Составление логической схемы текста.

22.

1

 

Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса).

23,24.

2

 

Работа со средствами, обеспечивающими связность текста.

25,26

2

 

Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). Словарь литературных терминов.

27,28

2

 

Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста.

 

 

 

Создание собственного текста

29.

1

 

План сочинения-рассуждения. Инструкция по написанию сочинения.

30.

1

 

Работа над вступлением к сочинению-рассуждению.(«Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления).

31.

1

 

Работа над основной частью(1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2.Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение?4. Как аргументировать своё мнение, или  «Как строить систему доказательств?» («Копилка мудрых мыслей»).

32.

1

 

Работа над заключением. Приёмы написания заключения.

33.

1

 

Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным.

34.

1

 

Примеры написания сочинений.

Ожидаемые результаты:

– учащиеся должны владеть навыками сокращения текста;
– отбирать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: о функциях знаков препинания в тексте, особенностях использования орфографического правила, роли определённой части речи в тексте;
– составлять текст сочинения на социально-нравственную тему;
Использованная литература:

1. Тимошенко, Т.Е. Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С / Т.Е.Тимошенко – М.: Дрофа, 2008.
2. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко, Кобякова Г.Н. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2008.
3. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для изложений с творческими, грамматическими и тестовыми заданиями.
4. И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Л.И.Пучкова, Т.В.Соловьёва, Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ФИПИ. – М.: «Интеллект-центр», 2009.
5. Л.М.Рыбникова, О.М.Александрова, С.И.Львова, Т.Н.Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. – М.: Просвещение, 2010.
6. Симакова, Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл./Е.С.Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
6. С.И.Львова. ГИА 2010. Русский язык. Сборник заданий: 9 класс/ С.И.Львова – М.:Эксмо,2009.
7. Угроватова, Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса/ Т.Ю. Угроватова. – М.:АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009.
8. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.:Издзво «Тускарора» совместно с фирмой  «РиД», 1997.
9. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация(по новой форме). Типовые тестовые задания / В.П.Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
10. ГИА 2010. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация(в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
11. Угроватова Т.Ю. Русский язык : 9 класс.: материалы для подгот. К итоговой аттестации: пособие для учащихся/ Т.Ю.Угроватова. – М.: Просвещение, 2007.
12. Русский язык. Типовые тестовые задания : 9 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2011. – (Государственная итоговая аттестация).
13. Куманяева, А.Е. Русский язык. Экспериментальная работа. 9 класс: учебн. Пособие/ А.Е.Куманяева, М.Ю.Никулина, В.П.Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – (Серия «ЕГЭ. 9 кл.  Интенсивная самоподготовка»).
14. Влодавская, Е.А. Русский язык. ЕГЭ: Методическое пособие для учителя/ Влодавская Е.А. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – (Серия «ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы»)
15. Пахнова, Т.М. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации / Т,М,Пахнова. – М.: Дрофа,2011. – (Готовимся к экзаменам. ГИА)
16. Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М.Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен»,2010. – (Серия «ГИА». 9 класс).