Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Рабочая программа общего образования «Чтение и развитие речи»


Скачать 188.92 Kb.
НазваниеРабочая программа общего образования «Чтение и развитие речи»
Документ создан автором19.02.2017
Размер файла188.92 Kb.


c:\users\user\desktop\программы сайт\белякова\5-9_lit_8vid.jpg

Адаптированная образовательная рабочая программа общего образования

«Чтение и развитие речи»

5 – 9 классы

Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, 5-9 классы [Текст] / Отв.ред В.В. Воронкова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010 г. - Сб. 1.
Структура рабочей программы

1) Пояснительная записка.

2) Общая характеристика учебного предмета.

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

5)  Содержание учебного предмета.

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета

Важнейшие задачи образования в начальной школе: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

В начальной школе чтение и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, хочется отметить, что умственная отсталость связана с нарушениямиинтеллектуального развития, которые возникают вследствие органическогопоражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от моментавнутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всехобучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики сявным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит кзатруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальнойадаптации.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловленоособенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются вразбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушениивзаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психикитаких обучающихся в первую очередь отмечается недоразвитиепознавательных интересов и снижение познавательной активности, чтообусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабойподвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают нетолько высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, внекоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным являетсяпроцесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.Вследствие чего знания обучающегося с умственной отсталостью обокружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а ихжизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативноевлияние на овладение знаниями в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у ребенка с легкой умственнойотсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушеннойоказывается уже первая ступень познания –ощущения и восприятие.Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых,кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводятк затруднению адекватности ориентировки в окружающей среде. В процессеосвоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания ипонимания учебного материала. Вместе с тем, несмотря на имеющиесянедостатки, обучающийся с умственной отсталостью оказывается значительноболее сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такиеоперации, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция,конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления(наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большейстепени нарушено логическое мышление, что выражается в слабостиобобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особыесложности возникают у обучающегося при понимании переносного смыслаотдельных фраз или целых текстов. Обучающемуся с легкой умственнойотсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов ислабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнятьработу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннегоплана действия.

Особенности восприятия и осмысления обучающимся учебного материаланеразрывно связаны с особенностями его памяти. Запоминание, сохранение ивоспроизведение полученной информации обучающегося с умственнойотсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей:лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемыепризнаки, при этом, труднее осознается и запоминается внутренниелогические связи; формируется произвольное запоминание, которое требуетмногократных повторений. Менее развитым оказывается логическоеопосредованное запоминание, хотя механическая память может бытьсформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся сумственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения исохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностейустановления логических отношений полученная информация можетвоспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этомнаибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.Однако использование различных дополнительных средств и приемов вобучении (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантовпланов, вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние наповышение качества воспроизведения словесного материала.

Особенности нервной системы школьника с умственной отсталостьюпроявляется и в особенностях их внимания, которое отличается сужениемобъема, малой устойчивостью, трудностями его распределения,замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаруживаютсятрудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или видедеятельности.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления ивоображение. Представлениям обучающихся с умственной отсталостьюсвойственна недифференцированность, фрагментарность, уподоблениеобразов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебногоматериала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличаетсязначительной несформированностью, что выражается в его примитивности,неточности и схематичности.

У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитииречевой деятельности, физиологической основой которых являетсянарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами,что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи:фонетической, лексической, грамматической.

Психологические особенности обучающегося с умственной отсталостьюпроявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственнойотсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствиемоттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.

Волевая сфера обучающихся, воспитанников характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.

Таковы наиболее характерные черты недоразвития и особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых школьников.

Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.

Для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.).

Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Чтение и развитие речи» составляют:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N203-ФЗ);

Нормативно-методические документы Минобрнауки РоссийскойФедерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Адаптированная основная образовательная программа общегообразования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся сумственной отсталостью;

Положение о рабочей программе школы;

Устав образовательной организации.
Программа обеспечивается УМК:

Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.

Чтение, 6 класс, автор-составитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.- М.:Просвещение, 2014г.

Чтение, 7 класс, автор-составитель А.К. Аксёнова, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.

Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г

Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2014г.
2.Общая характеристика учебного предмета.

Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

Цели и задачи обучения:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций;– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Основные виды деятельности на уроке

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные

средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.

Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть
3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в средней школе выделяется:

в 5-м, 6-м, 7-м, 8-м классах - 2 часа в неделю, 68 часов в год ( 34 учебные недели);

в 9-х – 102 часов в год, в неделю 3 часа (34 учебные недели)

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные УУД

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Метапредметными результатами изучения курса Чтение и развитие речи является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные УУД

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.);

использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Программа обеспечивается УМК:
Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.

Чтение, 6 класс, автор-составитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.- М.:Просвещение, 2014г.

Чтение, 7 класс, автор-составитель А.К. Аксёнова, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.

Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г

Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2014г.
Демострационные пособия

Портреты писателей, репродукции картин ( 25 шт, ф А4 )

Компьютерные программы и пособия, таблицы, карточки, ребусы

5.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

5 класс

Минимальный уровень

-читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.

- наизусть 2-3 стихотворений

Достаточный уровень

- наизусть 6-8 стихотворений

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя», выполняя задания учителя;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.

6 класс

Минимальный уровень

- наизусть 4-5 стихотворений;

-читать вслух правильно, выразительно (про себя);

-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

Достаточный уровень

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-определять основные черты характера действующих лиц;

-пересказывать текст по плану полно и выборочно.

7 класс

Минимальный уровень

- наизусть 4-5 стихотворений;

- читать вслух правильно, выразительно (про себя);

-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

Достаточный уровень

- наизусть 10 стихотворений

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-характеризовать главных действующих лиц;

-пересказывать содержание прочитанного.

8 класс

Минимальный уровень

- наизусть 5-6 стихотворений;

- читать вслух правильно, выразительно (про себя);

-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

Достаточный уровень

- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

9 класс

Минимальный уровень

- наизусть 6 -7 стихотворений;

- читать вслух правильно, выразительно (про себя);

-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

Достаточный уров ень

наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывок

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся 5 класса должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений

Обучающиеся 5 класса должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя», выполняя задания учителя;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.
Обучающиеся 6 класса должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений

Обучающиеся 6 класса должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-определять основные черты характера действующих лиц;

-пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Обучающиеся 7 класса должны знать:

- наизусть 10 стихотворений

Обучающиеся 7 класса должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-характеризовать главных действующих лиц;

-пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся 8 класса должны знать:

- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок

Обучающиеся 8 класса должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Обучающиеся 9 класса должны знать:

- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывок

Обучающиеся 9 класса должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Оценивание ЗУН

Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Оценивание результатов

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

Vкласс -45-60 слов

VIкласс-70-80 слов

VII класс – 70-80 слов.

VIIIкласс-80-90 слов

IXкласс-90-100 слов

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

- оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают их самостоятельно ; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

- оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно ; допускают одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя; допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляют их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами, допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведения и характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно.

- оценка «2» ставится обучающимся, если они: читают по слогам; допускают много ошибок при чтении, не могут выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делят текст на части; не называют главных действующих лиц произведения, не характеризуют их поступки; не отвечают на вопросы и не пересказывают содержание, не используют помощь учителя.