Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Рабочая программа по по географии 8 класс на 2016-2017 учебный год Разработчик программы: Т. А. Беляева, первая


Скачать 321.42 Kb.
НазваниеРабочая программа по по географии 8 класс на 2016-2017 учебный год Разработчик программы: Т. А. Беляева, первая
Заголовок«Рассмотрено»
Документ создан автором20.09.2016
Размер файла321.42 Kb.

Т тмуниципальное общеобразовательное учреждение

«Домозеровская школа»


Рабочая программа

по по географии

8 класс

на 2016-2017 учебный год

Разработчик программы: Т.А.Беляева, первая

квалификационная категория

Д.Новое Домозерово

 

Содержание курса «География России. Природа» и

«Физическая география Вологодской области
(68 часов)
Раздел. Особенности географического положения России

Введение. Что изучает география России. Роль географии в решении социально-экономических и экологических проблем.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах. История исследования Кольского Севера.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

1.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

2.Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Раздел «Природа Вологодской области»

Раздел «Природа Вологодской области», изучаемый в 8 классе, не имеет аналогов в федеральных стандартах и базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных курсов: «Окружающий мир», «Биология», «География» и др..

Структура и содержание стандарта «Природа Вологодской области» подчинены идее формирования представления о качественном своеобразии региона, которое проявляется в его природной и историко-культурной целостности. Дидактическая цель достигается параллельным изучением многообразия объектов природы, а также характера и результатов взаимодействия общества и природы в регионе.

Ведущая воспитательная идея – формирование географической культуры как основной части общечеловеческой культуры. Ее усвоение позволит сформировать новое поколение природопользователей, ориентированное на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.

Территория

Вологодская область в системе административно- политического устройства РФ. Географическое положение, размеры, конфигурация, различия местного времени на территории области. Изученность природных ресурсов.

Природно-ресурсный анализ территории

Основные геологические структуры и закономерности размещения полезных ископаемых.

Структуры 2 порядка Русской плиты: склон Балтийского щита, Московская впадина. Специфика строения земной коры, основные этапы развития территории. Полезные ископаемые в связи с геологическим строением.

Рельеф и его хозяйственная оценка.

Четвертичный этап формирования территории Вологодской области. Неотектоника. Различия рельефа областей московского и валдайского оледенений. Карст. Крупные возвышенные и низменные равнины. Хозяйственная оценка.

Климат и климатические ресурсы.

Климатообразующие факторы и процессы на территории области. Анализ пространственной дифференциации и годовой изменчивости элементов климата. Местные климаты. Агроклиматические ресурсы и агроклиматические районы области.

Внутренние воды и водные ресурсы.

Влияние истории развития природы на характер размещения внутренних вод. Положение области в трех бассейнах стока: Северного Ледовитого, Атлантического океанов и внутреннего стока (Арало-Каспийского). Главный водораздел. Реки и озера области. Искусственные водные пути, подземные и минеральные воды.

Почвы и почвенные ресурсы.

Основные почвообразовательные ресурсы. Зональные и азональные типы почв. Почвенные ресурсы и мелиорация.

Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы. Характеристика таежного типа растительности, различия средне- и южнотаежных геосистем. Лесные ресурсы. Луговой и болотный типы растительности. Пойменные луга, их ресурсная оценка. Животный мир области, охотничье-промысловые ресурсы. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Лекарственные растения. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Природные комплексы Вологодской области.

Природное районирование области. Ландшафтные типы расселения. Изменения природных комплексов под воздействием хозяйственной деятельности.

Природопользование.

Природные ресурсы: оценка обеспеченности, территориальные сочетания, природно-ресурсный потенциал территории. использование природных ресурсов в хозяйственном комплексе области. Рациональное природопользование.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ.


Распределение учебных часов в 8 классе.


Содержательные линии

Количество часов

Введение

1

Особенности географического положения России

5

Природа России

54

Природа Вологодской области

8

Итого

68



Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения географии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Формы промежуточной аттестации - итоговая контрольная работа.
Календарно- тематическое планирование.

8 класс География России. Природа. География Вологодской области.


№ п/п

Тема урока

Кол.

часов

Тип урока




Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата план

Домашнее задание

Практическая работа




1.

Что изучает физическая география России

1

Изучение нового материала




Уметь использовать различные источники геогр информации

Использовать различные источники географической информации







2

Географическое положение России

Пр/р№1Работа на конт. карте: обозначить границы, пограничные государства и крайние точки России.


1

практикум




Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Наносить эти объекты на к/к. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Определять положение РФ на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.



Государственная территория России. Географическое положение России и его виды. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы. Россия на карте часовых поясов







3

Моря, омывающие берега России

1

практикум

Пр/р№2Сравнение ГП России и других стран.







4

Россия на карте часовых поясов

1

комб










5

Определение поясного времени для разных городов России.

1

практикум













6

Как осваивали и изучали территорию России

1

комб




Выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий

Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.







7

Особенности рельефа России.

1

Изучение нового материала




Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землятресений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.







8


Геологическое строение территории России.


1

Изучение нового материала










9

Минеральные ресурсы

Пр/р№ 3.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых

1

Изучение нового материала, практикум

.








10

Развитие форм рельефа.

1

Изучение нового материала










11

Обобщение знаний по теме «Рельеф».

1

Урок систематизации и обобщения знаний (практикум)










12

Климат России. От чего зависит климат нашей страны.


1

Изучение нового материала




Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.









13

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур, годового количества осадков.

Пр/р№4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур, годового количества осадков.

1

Изучение нового материала










14

Типы климатов России, факторы их формирования, климатические пояса.


1

исследование










15

Пр/р 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды. Составление прогноза.
















16

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1

практикум










17

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.




практикум

Пр/р №6. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий и жизни и хозяйственной деятельности людей.







18

Итоговый урок по теме «Климат ,агроклиматические ресурсы»

1

Урок повторения и обобщения знаний










19


Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

Изучение нового материала




Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.







20



Пр/р №7.Характеристика одной из рек России используя карты и климатограммы.

1

практикум










21

Озёра России

1

практикум

Пр/р №8.Характеристика одного из озёр России используя карты и климатограммы







22

Болота.

Подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота




практикум

.







23

Водные ресурсы.

1

Практикум, исследование

Пр/р №9 Оценка обеспеченности водными ресурсами регионов.







24

Почвенные ресурсы России.

1

Изучение нового материала




Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.







25

Образование почв и их разнообразие.


1

практикум










26

Закономерности распространения почв Пр/р №10 Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв..

1

комб










27

Растительный и животный мир России.

1

Изучение нового материала




Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.







28

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1

исследование










29

Природно-ресурсный потенциал России.

1

Урок систематизации и обобщения знаний ( практикум)










30

Обобщение знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы России»

1

Урок систематизации и обобщения знаний
















31

Разнообразие природных комплексов России.

1

Урок изучения нового материала

Пр/р №11 Определение условий для основных зональных типов растительности.

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.







32

Моря, как крупные природные комплексы.

1

практикум










33

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра

1

Урок актуализации знаний и умений










34

Пр/р №12 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах
















35

Разнообразие лесов России


1

практикум

Пр/р№13. Характеристика одной из природных зон.







36

Южные безлесные зоны России.

1

Урок актуализации знаний и умений










37

Высотная поясность. Обобщение знаний по теме «Природные комплексы России»

1

Исследование, урок повторения и обобщения










38

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

Урок изучения нового материала




Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.







39

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

семинар










40

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.


1

Урок актуализации знаний и умений










41

Северный Кавказ.

1

путешествие










42

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

практикум










43

Урал – «каменный пояс Русской земли».

1

Урок изучения нового материала










44

Своеобразие природы Урала.

1

практикум










45

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

путешествие










46

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

1

Урок изучения нового материала










47

Природные ресурсы Западно -Сибирской равнины и условия их освоения.

1

практикум










48

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

Урок актуализации знаний и умений










49

Природные районы Восточной Сибири.

1

Урок актуализации знаний и умений










50

Байкал-жемчужина России.

1

путешествие










51

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.



1

практикум










52

Дальний Восток-край контрастов.

1

Урок изучения нового материала










53

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

конференция










54

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

исследование










55

Итоговое повторение по разделу 2.

1

Повторение и обобщение знаний










56

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

Урок изучения нового материала




Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.







57

Антропогенное воздействие на природу.

1

семинар










58

Рациональное природопользование.

1

Урок изучения нового материала










59

Экологическая ситуация в России


1

Урок актуализации знаний и умений










60

Итоговый тест в форме ОГЭ




практикум
















61

Вологодская область

в системе административно-

политического устройства РФ

1

Повторение и обобщение знаний
















62

Физико-географическое положение Вологодской

Области

Пр. раб №14

Нанесение на контурную карту географических объектов области, связанных с ФГП

1

Повторение и обобщение знаний

»













63

Рельеф Вологодской области Геологическая история и геологическое строение .Полезные ископаемые Вологодской области.

1

Урок изучения нового материала




Определять особенности ФГП области, влияние ФГП на природу региона; объяснять зависимость рельефа территории от строения земной коры; определять и называть главные климатообразующие факторы, знать и уметь объяснить особенности климата своей области, объяснять особенности размещения внутренних вод. Составлять комплексную характеристику природных зон своей местности. Объяснять особенности природно-ресурсного потенциала.

Особенности ФГП области, размеры территории, протяженность границ;







64

Общая характеристика климата области Агроклиматическое районирование Вологодской области.

1

Урок актуализации знаний и умений




Основные геологические эры, структуры земной коры, особенности рельефа.







65

Крупные реки. Озера. Болота. Водные ресурсы области.

1

Урок актуализации знаний и умений




Климатообразующие факторы, влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека.







66

Почвы Вологодской области. Леса Вологодской области. Сообщества открытых пространств.


1

Урок-конференция




Особенности внутренних вод области, главные речные системы: питание, режим, расход, годовой сток, ледовый режим. Использование в хозяйственной деятельности.







67

Природные комплексы и природные ресурсы Вологодской области Система особо охраняемых природных территорий Вологодской области. (ООПТ) Природа своего района.

1

практикум

П\Р№15Нанесение на к/к ООПТ своего района

Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особо охраняемые территории области







68

Итоговый тест по теме Вологодская область

1