Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Рабочая программа предназначена для изучения истории Вологодского края в основной школе (6-9 классы), уровень рабочей программы базовый


Скачать 339.12 Kb.
НазваниеРабочая программа предназначена для изучения истории Вологодского края в основной школе (6-9 классы), уровень рабочей программы базовый
ЗаголовокПринято
Документ создан автором03.02.2017
Размер файла339.12 Kb.



Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения истории Вологодского края в основной школе (6-9 классы), уровень рабочей программы - базовый.

Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004), стандарта образовательной области «История Вологодского края» и авторской программы М.А. Безнина «История Вологодского края. 6-9 классы».

Цели изучения курса:

  • воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края;

  • формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников;

  • освоение системы знаний об историческом развитии региона;

  • овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению.

Задачи курса «История Вологодского края»:

Воспитательные:

  • продолжить закрепление ценностных ориентаций учащихся в ходе ознакомления с социокультурными и этническими традициями родного края.

Образовательные:

  • дать представление о древнейшей истории нашего края, об основных археологических памятниках и культурах;

  • формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;

  • формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, представление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;

  • раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомить с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;

Развивающие:

- расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.

В процессе изучения курса предполагается сочетание учебной и внеурочной работы, способствующей вовлечению учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, в изучение источников различного характера.

Межпредметные связи

Курс «История Вологодского края» связан с изучением разделов истории России и обществознания.

Учебно-методический комплекс:

  1. Программа «История Вологодского края 6-9 классы» - Вологда: издательский центр ВИРО, 2007 г.;

  2. «История Вологодского края с древнейшего периода до конца XVIII века. 6-7 классы»/ науч. ред. М.А.Безнин.- Вологда:Учебная литература, 2010 г.

На изучение курса «История Вологодского края» региональным базисным учебным планом в 6 классе отводится 34 часа.

Общая характеристика предмета
Предмет «История Вологодского края» охватывает историю края с древнейшего периода до наших дней. Он позволяет показать основные этапы становления и развития края, его своеобразие на фоне общероссийской истории и специфику отдельных периодов. Формируется устойчивый интерес к судьбе края, уважение к его прошлому и настоящему, осознание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
Курсы истории Вологодского края призваны:

– дать представление о древнейшей истории нашего края, об основных археологических памятниках и культурах;

– формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;

– формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, представление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;

– раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомить с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;

– расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны
Общие принципы отбора содержания материала про­граммы:
системность; целостность; научность; доступность, учет возрастных особенностей учащихся основной школы


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса «История Вологодского края» ученик должен: знать/понимать:

  • основные этапы и важнейшие события истории края с древности и до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;

  • основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;

  • изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные и др.

уметь:

  • соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;

  • показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития; изменения в территориально-административном делении, крупные города, торговые и транспортные пути, районы хозяйственной специализации, крупнейшие ярмарки, важнейшие центры материального производства XX - начала XXI века, места значительных событий региональной истории; направления миграционных процессов; памятники культуры (крупнейшие монастыри, храмы, крепости, памятники зодчества и т.д.); -использовать данные исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края;

  • объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города/поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей;

  • характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; иллюстрировать их изменение, используя местный историко-этнографический материал; анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях;

  • рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально- экономической, политической, культурной и духовной жизни края;

  • описывать выдающиеся памятники культуры края (литература, зодчество, живопись, устное народное творчество, театр, народные промыслы и т.д.), характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматий; характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни региона (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т.д.);

  • характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона;

  • использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и т.д.;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории;

  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.

Содержание курса «История Вологодского края»

6 класс

Раздел I. Вологодский край с древнейших времён до XIII века Тема 1. Каменный век на территории нашего края.

Следы ледника на территории Вологодской области. Охотники на мамонтов - первые люди на территории края. Заселение края человеком в послеледниковый период. Древнейшие поселения и погребения на территории нашего края. Присваивающее хозяйство. Появление новых технологий обработки камня. Открытие керамики. Первобытное искусство. Тема 2. Эпоха освоения металла.

Древнейшие металлические(медные) орудия(поселение Павшино-2). Появление скотоводства и земледелия - переход к производящим формам хозяйства. Начало обработки и производства железа на территории Вологодской области. Городища - новый тип поселений. Финно-угорское население края. Кремация как основной погребальный обряд. Курганы. Тема 3. Вологодский край в составе Древнерусского государства.

Проникновение славян и балтов на территорию края в V и VII веках. Складывание новой системы расселения. Славянская колонизация западной части края в VIII-IX веках. Промыслы и пашенное земледелие - основа хозяйства переселенцев. Формирование древнерусской народности.

Древний город Белоозеро и другие торгово-ремесленные поселения. Начало распространения христианства в крае. Смена погребального обряда. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII веках. Заволочье. Движение смердов под руководством волхвов на Белоозере в 1071 году. Начало борьбы ростово-суздальских князей за земли края. Первые письменные данные о Гледене. Данные «о начале Вологды».

Раздел II. Вологодский край в период объединения русских земель и борьбы за

независимость Руси (XIII-XV века) Тема 4. Наш край в годы ордынского ига. Куликовская битва. Владения в крае Великого Новгорода и княжеств Владимиро-Суздальской земли. Участие населения края в сражении на р. Сити. Ордынская дань и баскаки в крае. Противостояние Орде. Участие населения края в Куликовской битве. Героизм белозерцев.

Тема 5. Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в XIII-XV веках.

Приток населения с юга Руси. Разноэтничность населения. Влияние природных и политических факторов на экономическое развитие края. Усиление роли сельского хозяйства. Переход в земледелии к трёхполью. Скотоводство. Промыслы. Ремёсла и торговля. Города. Прекращение бытования Белоозера (старого города) и Гледена. Рост Белоозера-Белозерска, Вологды, Устюга, Устюжны. Тема 6. Начало присоединения края к Москве.

Политическая раздробленность края. Новгородские земли-волости Вологда и заволочье. Пути приобретения Москвой первых земель в крае: покупка земель боярами и князьями, распространение монастырей, войны с Новгородом. Переход волостей Сямы, Тошни и ряда других под власть Москвы.

Белозерское княжество. Глеб Василькович Белозерский и его потомки. Присоединение княжества к Москве. Ростовско-Устюжское удельное княжество. Включение Устюжского края в состав формирующегося единого Русского государства. Тема 7. В годы междоусобной войны второй четверти XV века.

Край в годы феодальной войны второй четверти XV века. Василий Тёмный в Вологде и белозёрских монастырях. Дмитрий Шемяка под Вологдой и в Устюге(1450-1452 годы). Поход Ивана III на Кокшеньгу и Вагу(1452 год). Ликвидация Заозёрского и Кубенского княжеств. Тема 8. Завершение включения края в состав единого Русского государства.

Вологодское удельное княжество. Князь Андрей Вологодский. Завершение борьбы Москвы с Новгородом. Окончательное включение новгородских земель края в состав единого Русского государства. Белозерское княжество князей московского дома(1389-1486 годы). Включение Белозерского края в состав единого русского государства. Боевое «стояние» на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига. Тема 9. Церковь и монастыри края в XIII-XV веках.

Край в составе Новгородской и Ростовской епархий. Первые монастыри и городские церкви в крае. Активизация монастырского строительства в конце XIV-XV веке. Стефан Пермский. Пермская и Вологодско-Пермская епархия. Сподвижники и ученики Сергия Радонежского в крае. Святые Вологодского края. Темы 10-11. Культура края в XIII-XV веках.

Постепенное формирование общерусских основ быта и культуры населения. Участие в этом процессе как русского, так и других этносов. Ученичество. Библиотеки монастырей. Книгописцы. Монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, его сборники. Летописание Устюга, Кирилло-Белозерского монастыря, Вологды. Сказания, жития святых. Крепостное зодчество, кремли городов, крепость Белоозера(Белозерска). Деревянное храмовое зодчество. Клетские и шатровые храмы. Начало каменного строительства в крае. Архитектурные памятники. Иконописание. Дионисий Глушицкий.

7 класс

Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век) Тема 1. Социально-экономическое развитие края в XVI веке.

Изменения в территориально-административном делении края. Вычленение уездов и их структура. Сельские и городские поселения. Основные категории их населения.

Основные формы землевладения: черносошные, вотчинные земли, начало распространения поместного землевладения в Белозерском и Вологодском уездах. Основные категории крестьян.

Сельское хозяйство и промыслы. Ремёсла. Металлургическое и кузнечное производство. Районы добычи болотной железной руды: Железное поле(Белопольская). Устюжна - город кузнецов. Солеваренье в Тотьме.

Торговля. Сухоно-Двинский и Белозерско-Онежский водные торговые пути. Московская и Сибирская дороги. Торговые центры края. Ярмарки. Вологда и Устюг - крупнейшие торгово-промышленные центры. Проявление хозяйственного кризиса 1570-1580-х годов в крае.

Тема 2. Социально-политическая история края в XVI веке.

Система кормлений. Губная и земская реформы. Первые в стране губные и земские грамоты: Вельская, Белозерская(1539 год) и Устюжская(1540 год) губные и Важская уставная земская(1552 год).

Край в годы опричнины. Вологда - одна из опричных резиденций Ивана Грозного. Строительство в Вологде кремля, церквей и Софийского собора, речной царской флотилии. Расширение в Вологодском уезде дворцового и поместного землевладения. Опричные репрессии в крае: земельные конфискации, ссылка, казни.

Вологжане на приграничных рубежах. Отражение набегов татарских орд Казанского и Сибирского ханств на устюгские, вологодские и тотемские земли. Участие населения края в присоединении к России Западной Сибири.

Тема 3. Общерусская основа и местные черты культуры и быта края в XVI веке.

Грамотность, письменность, литература, устное народное творчество. Летописание. Устюжский летописный свод.

Градостроение. Деревянное и каменное храмовое зодчество. Каменные храмы Спасо- Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей.

Дионисий и фрески Ферапонтова монастыря. Иконописные памятники края. Прикладное искусство. Быт населения края.

Раздел II. Вологодский край в XVII веке. Тема 4. Край в Смутное время и годы польско-шведской интервенции.

Ссылка Романовых на Север. Свержение Лжедмитрия I и ссылка поляков в города Севера. Борьба с тушинцами: восстание 1608 года, героическая оборона Устюжны. Борьба за освобождение страны и края от польско-шведских интервентов в 1611-1619 годах. Разорение Белозерска и Вологды, оборона Кирилло-Белозерского монастыря, Великого Устюга, Кичменгского Городка. Социально-экономические последствия Смутного времени. Тема 5. Экономическое развитие края в XVII веке.

Оживление в сельском хозяйстве. Углубление специализации районов, рост товарности. Старые и новые центры ремесла. Леденгские солепромыслы. Укрупнение производства (простая кооперация в кузнечном деле, мануфактурное производство). Рост торговли. Падение значения Белозерска, Устюжны. Усиление экономического потенциала Вологды и Великого Устюга. Формирование новых торговых центров (Верховажский посад), новых ярмарок (Грязовецкая). Купцы края: Босые, Грудцыны (В. Устюг), Г. Фетиев (Вологда) и другие. Формирование областных рынков. Вклад населения края в освоение Сибири. Тема 6. Социально-политическое развитие края в XVII веке.

Введение воеводского правления. Раздача земель Вологодского, Белозерского и Устюженского уездов а поместья и вотчины. Разряды крестьян по материальному положению. Рост повинностей частновладельческих и черносошных крестьян и посадского населения. Городовое строение 1650-х годов: ликвидация белых церковно-монастырских слобод в городах края. Проявления социального протеста. Тема 7. Церковь и монастыри края в XVI-XVII веках.

Монастыри - центры православия и культуры. Монастыри-феодалы.

Узники монастырских тюрем. Старцы-нестяжатели в крае. Нил Сорский. Создание Вологодско-Белозерской и Устюжско-Тотемской епархий. Рост церковных приходов. Образование новых монастырей. Проявления церковного раскола на территории края. Старообрядцы в крае. Патриарх Никон в ссылке, в Ферапонтове и Кирилло-Белозерском монастырях.

Тема 8. Культура края в XVII веке.

Городские жилые, хозяйственные и ремесленные помещения. Дворовые и задворные помещения сельских поселений.

Градостроительство. Каменные стены Вологодского архиерейского дома. Великая государева крепость в Кирилло-Белозерском монастыре. Деревянное и каменное храмовое зодчество края. Стили деревянного и каменного церковного зодчества.

Книгописные мастерские и библиотеки монастырей. Летописание в Устюге и Спасо- прилуцком монастыре. Устюжский летописный свод, краткие местные летописцы.

Иконописные мастерские монастырей. Шедевры иконописи края. Первые парсуны (портрет гостя Г. Фетиева). Росписи храмов. Дмитрий Плеханов и другие. Прикладное искусство.

Вклад устюжан и тотьмичей в освоение и изучение Сибири.

Раздел III. Вологодский край в XVIII веке Тема 9. Вологодский край в эпоху Петра I.

Посещения края Петром I. Изучение царём возможностей строительства флота на Кубенском озере, его интерес к предприятиям края. «домик Петра I» в Вологде.

Северная война и Вологодсий край. Организация сбора колокольной меди. Создание крупных металлургических предприятий (Ижинский и Тырпицкий заводы), их значение для обеспечения нужд армии. Мобилизация населения на строительство Санкт-Петербурга и другие работы. Указ 1713 года об ограничении внешней торговли через Архангельск и его негативные последствия для края.

Областные реформы Петра I и административно-территориальное деление края в первой четверти XVIII века. Создание губерний (1708 год). Территория Вологодского края в составе Архангелогородской и Санкт-Петербургской губерний. Вторая областная реформа (1719 год) и образование Белозерской, Вологодской и Великоустюжской провинций. Тема 10. Аграрное развитие Вологодского края в XVIII веке.

Расселение и население. Различия в освоении территории края в XVIII веке и факторы, обусловившие эти различия. Крестьянская волость как структура расселения. Население Вологодского края в XVIII веке: численность, размещение, возрастной состав, брачность, рождаемость, смертность.

Сельское хозяйство. Системы землевладения в Вологодском крае в XVIII веке. Общинное землепользование в Вологодском крае. Производственные возможности крестьянского хозяйства в условиях севера. Урожайность основных культур в Вологодском крае в XVIII веке.

Основные категории вологодского крестьянства в XVIII веке: численность, размещение, особенности правового и экономического положения. Усиление эксплуатации помещичьих крестьян Вологодского края во второй половине XVIII века.

Тема 11. Торгово-промышленное развитие края в XVIII веке.

Основные отрасли промышленности. Мануфактуры. Ремесленное производство. Хозяйственный облик северного города XVIII века на примере Вологды. Великий Устюг и другие города Вологодского края в системе внутрироссийских торговых связей. Ассортимент городской торговли. Купечество Вологодского края в XVIII веке. Землепроходцы Вологодского края и их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока России(Михаил

Неводчиков, Василий Шилов, Пётр Шишкин). Образование Российско-Американской компании. М.М. Булдаков.

Тема 12. Социально-политическое развитие Вологодского края в XVIII веке.

Губернская реформа Екатерины II (1775 год) и Вологодский край. Территории края в составе Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Великоустюгской губерний. Создание Вологодского наместничества (1780 год), выделение из его состава Архангельской губернии (1784 год) и преобразование Вологодского наместничества в Вологодскую губернию (1796 год). Появление новых городов - уездных центров: Вытегра (1773 год), Кириллов (1776 год), Череповец (1777 год), Грязовец, Кадников, Никольск (1784 год). А.П. Мельгунов - генерал- губернатор Вологодского наместничества. Утверждение гербов городов Вологодского края.

Общественная жизнь и общественная борьба в Вологодском крае в XVIII веке. Мирское самоуправление в Вологодском крае. Участие представителей Вологодского края в работе Уложенной комиссии 1767 года. Восстание крестьян вотчины Поздеева в 1797 году.

Церковь в Вологодском крае в XVIII веке. Церковно-административное деление края. Церковно-приходская организация в Вологодском крае в XVIII веке. Секуляризация церковно- монастырского землевладения в Вологодском крае. Старообрядчество на территории Вологодского края в XVIII веке. Тема 13. Культура и быт края в XVIII веке.

Вологда в XVIII веке: население, характер застройки, городское жильё. Первые школы и училища (славяно-латинская школа). Открытие Главного народного училища в Вологде (1786 год). Духовные учебные заведения. Деятельность вологодских архиереев XVIII века по развитию культуры и просвещения в крае. Архиепископ Иосиф золотой.

Первые труды по истории края. А.А. Засецкий, Я. Фриз. Культурно-просветительская деятельность А.В. Олешова.

Живопись и иконопись. Художественные промыслы. Изразцовое дело в Великом Устюге. Великоустюжская чернь в XVIII веке.

Архитектура. Старое и новое в городской архитектуре. Перепланировка городов в последней четверти XVIII века; развитие гражданской архитектуры. Памятники городской архитектуры Вологодского края XVIII века.

Народное творчество в вологодском крае в XVIII веке


Тематическое планирование 6 класс

п\п

Тема

Кол-во часов

1

Вводный урок. История края- часть истории Отечества.

1

2

Раздел 1. Вологодский край с древнейших времен до к. XIII века.

6

3

Тема 1. Каменный век на территории нашего края.




4

Тема 2. Эпоха освоения металла.




5

Тема 3. Вологодский край в составе Древнерусского государства.




6

Раздел II. Вологодский край в период объединения и борьбы за независимость Руси (XIII-XV века).

10

7

Тема 4. Наш край в годы ордынского ига.




8

Тема 5. Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в XIII-XV веках.




9

Тема 6. Начало присоединения края к Москве.




10

Тема 7. В годы междоусобной войны второй четверти XV века.











11

Тема 8. Завершение включения края в состав единого Русского государства.




12

Тема 9. Церковь и монастыри края в XIII-XV веках.




13

Темы 10-11. Культура края в XIII-XV веках.










п\п

Тема

Кол-во часов

1

Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации.




2

Тема 1. Социально-экономическое развитие края в XVI веке.

5

3

Тема 2. Социально-политическая история края в XVI веке.




4

Тема 3. Общерусская основа и местные черты культуры и быта края в XVI веке.




5

Раздел II. Вологодский край в XVII веке.




6

Тема 4. Край в Смутное время и годы польско-шведской интервенции.

6

7

Тема 5. Экономическое развитие края в XVII веке.




8

Тема 6. Социально-политическое развитие края в XVII веке.




9

Тема 7. Церковь и монастыри края в XVI-XVII веках.




10

Тема 8. Культура края в XVII веке.




11

Раздел III. Вологодский край в XVIII веке.




12

Тема 9. Вологодский край в эпоху Петра I.

6

13

Тема 10. Аграрное развитие края в XVIII веке.




14

Тема 11. Торгово-промышленное развитие края в XVIII веке.




15

Тема 12. Социально-политическое развитие Вологодского края в XVIII в.




16

Тема 13. Культура и быт Вологодского края в XVIII веке.










Критерии оценивания учащихся по истории

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

    1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

    2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

    3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на

факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

А к и н ь х о в Г. А. Вблизи фронтов: Вологодская область в осуществлении планов советского военного командования в годы Великой Отечественной войны: Справочник- путеводитель. - Вологда, 1994.

А к и н ь х о в Г. А. Вологда прифронтовая: Хроника. - Архангельск, 1984.

А к и н ь х о в Г. А. Эвакуация. - Вологда, 1992.

Б а т а к о в Н. М., Ма н с в е т о в а Е. С., Ши р о к о в В. А. Великий Устюг. - Архангельск, 1976.

Б е з н и н М. А. Крестьянский двор в Российском Нечерноземье 1950-1965 гг. - М.; Вологда, 1991.

Белозерье: Историко-литературный альманах. - Вып. 1. - Вологда, 1994.- 285 с.; Вып. 2. - Вологда, 1998.

Б л а н к А. С., К а т а н и к о в А. В. Череповец: Историко-экономический очерк. - Вологда, 1966.

Б о ч а р о в Г. Н., В ы г о л о в В. П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. - М., 1979.

Б о ч а р о в Г. Н., В ы г о л о в В. П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. - М.,

1983.

Б ы к о в А. В. Пава и древо: Очерки истории вологодского кружевоплетения. - Вологда, 2004.

Б ы к о в А. В., П а н о в Л. С. Дипломатическая столица России. - Вологда, 1998.

Бысть на Устюзе... Историко-краеведческий сборник. - Вологда, 1993.

Бюджет и имущество крестьян Европейского Севера России второй половины XX века. - Вологда, 2003.

В а р юх и ч е в А. Г. Слово о граде Кириллове. - Архангельск, 1988.

В а с и л ь е в Ю. С. Борьба с польско-шведской интервенцией на Русском Севере в начале XVII в.: Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1985.

В а с и л ь е в Ю. С. Повесть о чудесах преподобного Герасима Великий Устюг: Краеведческий альманах. - Вып. 1. - Вологда, 1995; Вып. 2. - Вологда, 2000; Вып. 3. - Вологда, 2004.

Вып. 3. - Вологда, 2000; Вып. 4. - Вологда, 2003. Вологжане - генералы и адмиралы. - Вологда, 1969. Вологжане - герои Советского Союза. - Вологда, 1970.

Вологжане - депутаты Государственной Думы (1906-1917). Список литературы по изданиям до 1917 г. - Вологда, 2004.

Вологжане в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. [Буклет]. - Вологда,

1985.

Вологодская область в годы Великой Отечественной войны: Материалы научно- проблемного семинара / Научный ред. В. Б. Конасов. - Вологда, 2002.

Вологодская область в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов. - Вологда, 1971.

Дионисий: Фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря [комплект - 16 открыток]. - Л., 1990.
История Вологодской области: Хрестоматия. - Ч. I. - Вологда, 1974. К а м к и н А. В. Вопросы истории церкви в школьном краеведении: В помощь учителю истории. - Вологда, 1990.

К а м к и н А. В. Крестьянский мир на Русском Севере (XVIII век): Материалы по истории северорусских крестьянских сообществ XVIII века: Учебное пособие. - Вологда: Русь, 1995.

К а м к и н А. В. Общественная жизнь северной деревни XVIII века. (Пути и формы крестьянского общественного служения): Учебное пособие. - Вологда, 1990.

К а м к и н А. В. Православная церковь на Севере России: Очерки по истории до 1917 года. - Вологда, 1992.

Кубенское озеро: Взгляд сквозь тысячелетия. - Вологда, 2001. К у д р и н Н. М.

Язык земли Вологодской: Очерки топонимики. - Архангельск,

1991.

Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. - Вологда, б. г. [Репринтное воспроизведение издания 1914 г.] М а к а р о в Н. А. Колонизация Северных окраин Древней Руси в XI-XIII вв. (По материалам археологических памятников на волоках Белозерья и Поонежья). - М., 1997.

С а з о н о в А. И. Такой город в России один. - Вологда, 1993.

Календарно-тематическое планирование. История Вологодского края 6 класс.




п/п

Наименование раздела, тема

урока

Основные

виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

1

Раздел1.Вологодский край с древнейших времен до 13 века.

Вводный. История края- часть истории Отечества

Урок постановки учебных задач, рассказ учителя

17.1




CD «Сокровища Вологодчины»

2

Каменный век на территории нашего края

Рассказ учителя, работа с картой, анализ документов

24.1







3

Эпоха освоения металла

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с понятиями, картой анализ документов

31.1







4

Вологодский край в составе Древнерусского государства

Рассказ учителя с элементами беседы, , картой анализ документов

7.2







5

История возникновения родного поселка

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с картой анализ документов

14.2




Презентация, фильм

6

Обобщение по первому разделу

Выполнение заданий рабочей тетради

21.2







7

Раздел2.Вологодский край в период объединения и борьбы за независимость Руси (13-15 века)

Наш край в годы ордынского ига. Куликовская битва

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с понятиями, картой анализ документов

28.2




презентация

8

Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в 13-15 веках

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с понятиями, анализ документов, сравнительная таблица

7.3







9

Начало присоединения края к Москве

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с понятиями, картой анализ документов, проблемное задание

14.3







10

В годы междоусобной войны второй четверти 15 века

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником

21.3







11

Завершение включения края в состав единого Русского государства

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, составление итоговой таблицы

4.4







12

Церковь и монастыри края в 13-15 веках

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, документами

11.4




презентация

13

Культура края в 13-15 веках

Урок-экскурсия

18.4




CD «Сокровища Вологодчины»

14

Архитектура и иконописание

Урок-экскурсия

25.4




презентация

15

Наш край в период объединения (на местном материале)

Анализ документов, задания рабочей тетради

16.5







16

Обобщение по разделу 2

задания рабочей тетради

23.5







17

Обобщение по курсу

Составление кроссворда

30.5












п/п

Наименование раздела, тема

урока

Основные

виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

1

Раздел1.Вологодский край в период реформ и централизации

Социально-экономическое развитие края в 16 веке

Урок изучения нового материала, работа с документами, с картой

17.1




презентация

2

Социально -политическая история края в 16 веке

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, документами, составление схемы

24.1




презентация

3

Общерусская основа и местные черты культуры и быта края в 16 веке

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся

31.1




презентация

4

Деревянное и каменное зодчество, иконописные памятники края

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся

7.2




презентация

5

Обобщение 1 раздела

задания рабочей тетради

14.2







6

Раздел 2.Вологодский край в 17 веке

Край в смутное время и годы польско-шведской интервенции

Групповая работа с текстом учебника, документами

21.2







7

Экономическое развитие края в 17 веке

Работа с документами, текстом учебника, сообщения, работа над понятиями, работа с картой

28.2




презентация

8

Социально-политическое развитие края в 17 веке

Комбинированный урок.Работа с понятиями, картой, учебником анализ документов

7.3







9

Церковь и монастыри края в 16-17 веках

Комбинированный урок. Работа с понятиями, картой, учебником анализ документов, сообщения

14.3




презентация

10

Культура края в 17 веке

Урок изучения нового материала, работа с документами, с картой, сообщения

21.3




презентация

11

Обобщение 2 раздела

задания рабочей тетради

4.4







12

Раздел 3.Вологодский край в 18 веке

Вологодский край в эпоху Петра 1.

Групповая работа с текстом учебника, документами , сообщения

11.4







13

Аграрное развитие края в 18 веке

Комбинированный урок. Анализ диаграмм, групповая работа

18.4







14

Торгово-промышленное развитие края в 18 веке

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, документами, картой

25.4




презентация

15

Социально-политическое развитие Вологодского края в 18 веке

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, документами, картой

16.5




презентация

16

Культура и быт Вологодскоо края в 18 веке

Заполнение таблицы

23.5







17

Обобщение по курсу

Задания рабочей тетради

30.5