Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Развитие индивидуального и творческого потенциала ребенка через использование Технологии развития критического мышления


Скачать 70.93 Kb.
НазваниеРазвитие индивидуального и творческого потенциала ребенка через использование Технологии развития критического мышления
Документ создан автором04.12.2016
Размер файла70.93 Kb.

Кононенко Татьяна Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 9»

Развитие индивидуального и творческого потенциала

ребенка через использование

Технологии развития критического мышления.

№ слайда

Текст выступления

Слайд №1

«Развитие индивидуального и творческого потенциала ребенка через использование Технологии развития критического мышления»

Кононенко Татьяна Владимировна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №9»

Слайд №2

Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу и совершенству.

Среди самых интересных и загадочных явлений детское творчество и развитие индивидуальности каждого ребенка занимает важное место и интерес к нему достаточно высок. Это объясняется: во-первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.

Слайд №3

Одной из универсальных технологий вызывающей интерес у педагогов и детей является Технология развития критического мышления. Для меня она имеет значимый профессиональный интерес. К сожалению, многие приемы рассчитаны на детей школьного возраста, но некоторые из них можно применять и с дошкольниками.

Слайд №4


В своей работе я использую следующие приемы: прием «Толстые» и «тонкие» вопросы». «Дерево предсказаний», который использую при знакомстве детей с художественной литературой, прием «Кластер» - его называют «наглядный мозговой штурм» - незаменим при обобщение тем. Прием « Верные и неверные суждения дает возможность творчески поразмышлять каждому ребенку. Перечисленные приемы очень интересны и универсальны. Их можно интегрировать практически во все образовательные области. Но сейчас я опишу те из них, которые нашли отклик у детей.

Слайд №5

Методический прием «Корзина идей» Этот прием «накапливания знаний». Его просто и удобно использовать при календарно – тематическом планировании во всех возрастных группах, когда в течение недели накапливаются знания детей по определенной теме, а в конце, перебирая содержимое корзины, подводятся итоги.

Слайд №6

Следующий методический прием Таблица « ЗХУ» (знаем – хотим узнать – узнали).

Это один из способов графической организованности и логико – смысловой структуры материала. Детям предлагается таблица с тремя столбцами. Первый – знаем, второй – хотим узнать, где дети предлагают множество творческих идей и предложений по теме и третий – узнали.

Данный прием помогает детям отслеживать свое понимание в процессе восприятия любой информации, а использование маркировочных знаков (из метода «Инсерт»), позволяет соотносить новую информацию с уже имеющимися представлениями у детей.

Слайд №7

Следующий прием, на который хотелось бы обратить ваше внимание – это «Синквейн». Цель его: добиться более глубокого осмысления темы и развитие речевого творчества детей.

Он состоит из нескольких этапов:

  1. Тема или предмет (существ.) Я чаще всего помещаю картинку.

  2. Описание, признак предмета (2 прилагательных)

  3. Характер, действия предмета (3 глагола)

  4. Фраза, выражающая отношение ребенка к предмету (до 4 слов)

  5. Слово – синоним, обобщающий или расширяющий (1-2 слова)

Для облегчения составления и написания Синквейна я предлагала детям его модель написания.

Слайд №8

Поскольку творческий интерес у детей к составлению Синквейна не пропал, мы использовали условные обозначения предметов, которые удобны и понятны детям. Так же на ряду с классическими, мы составляли и Синквейны – загадки.

В результате нашей деятельности в группе появилась пишущая стена «Синквейн», на которой каждый из детей смог самостоятельно выбрать картинку и составить по ней пятистишье. Отрадно и то, что две девочки заинтересовались сочинительством стихов и дома создали свои творческие первые «авторские книги» со стихотворными строчками.

Слайд №9

Еще один метод, который я использую в работе с детьми и, пожалуй, самый любимый детьми – это метод «6шляп мышления». Этот метод один из самых действенных приемов по организации творческого мышления.

Разработан он английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Это тот самый человек, который изобрел термин «нестандартное мышление» Все шесть шляп представляют ценные типы мышления.

« Считать, что одна шляпа хуже другой – значит сводить полезность на нет» - говорил автор.

Слайд №10

Для того, чтобы научиться думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выходить победителем из интеллектуальных и жизненных ситуаций, выстраивать прогноз событий Эдвард де Боно призывал « менять шляпы» и учиться думать разными способами.

Шляпы дают большой простор творчеству каждого ребенка, и таким образом, появляется возможность о сложном говорить просто и весело, и маленькие дети играючи постигают высокие премудрости человеческого познания.

Итак, что же это за шляпы и как их применять.

6 шляп – 6 разных режимов.

Слайд №11

БЕЛАЯ – это режим внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты, научные данные, так же помимо тех данных, которыми мы располагаем «надевая белую шляпу», важно подумать и сообщить, где можно раздобыть дополнительную информацию.

ЖЕЛТАЯ – надевая ее мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или предположение, размышляем над выгодой и перспективой. И даже если эти идеи ребенка не сулят ничего хорошего, важно проработать эту оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Слайд №12

ЧЕРНАЯ – полная противоположность желтой. Надевая ее на ум должны идти исключительно только критические оценки ситуации. Обратите внимание на возможные риски и тайные угрозы, на недостатки, и побудьте немного пессимистом.

КРАСНАЯ – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Дети делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т. д.), возникающими при мысли о том или ином решении и предложении. Здесь очень важно быть честным с самим собой, так и окружающими. Иногда эта шляпа выступает в роли разрядки обстановки.

Слайд №13

ЗЕЛЕНАЯ – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, придумывайте новые идеи, переделывайте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не пренебрегайте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

СИНЯЯ – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом решения поставленной задачи. Она оценивает предложения. В частности, использование синей шляпы – это определение того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце подведение итогов.

Слайд №14

В группе мы оформили Центр «Умные шляпы». Показателем результативности я считаю и тот факт, как применение шляп в самостоятельной деятельности. Ребята надевают шляпы, если не могут договориться друг с другом во время игры или когда нужно что-то изменить .

Слайд №15

Это простой, но очень эффективный способ, позволяющий стать лучшим мыслителем, но в игровой форме. К тому же этот метод снимает эмоциональное напряжение и позволяет избежать ненужных отрицательных эмоций, делая творческую умственную деятельность красочной, увлекательной, интересной, многогранной, а главное результативной.

Слайд №16

Итак, в связи с тем, что проблема развития творческого потенциала личности менее всего разработана для детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что работа в режиме креативного – нестандартного, а значит, творческого мышления способствует уровню развития знаний, умений детей, появлению навыков работы с информацией. Давно известно, что каждый ребенок наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется в школе и в жизни.

Слайд №17

Этапы деятельности с детьми:

-С детьми мы сначала знакомимся поочередно с каждой шляпой. Проигрываем разные ситуации только в какой-то одной из шляп.

- в паре, например: Ж и Ч….Б и З.

- когда поймут суть каждой «надеваем» все шляпы.

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и примерить на себя все шесть шляп мышления.



БЕЛАЯ ШЛЯПА

- Ученый, исследователь

-Что мы знаем об этом?

-Какая есть информация? Факты, изложения.

« Поумничай, ты самый умный!!!»

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА

- Оптимист, положительное мышление

-Находит только хорошее, положительное

- Какие есть достоинства и преимущества?

- Почему это надо делать?

« Найти только хорошее»

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА

- Критик

- Почему это делать нельзя?

- Что здесь не так?

-Акцент на критику.

« Найди только плохое и даже поругай!»

КРАСНАЯ ШЛЯПА

-Эмоции, чувства, интуитивное мышление

-Какие чувства возникли?

- Каковы ощущения?

« Расскажи, что ты почувствовал, когда услышал…»

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА

- Креативщик, творческое мышление

-Каковы новые идеи?

- Что безумного можно сделать? - Разрушить стереотипы

« Придумай новый выход из ситуации. Как по-другому поступить?»

СИНЯЯ ШЛЯПА

- Руководитель

- В начале обсуждения говорит, что нужно делать

-Что мы достигли?

- Что нужно сделать дальше?

- Результаты. «Скажи кто был прав, подведи итоги, сделай вывод»