Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Речевое дыхание у детей


Скачать 35.52 Kb.
НазваниеРечевое дыхание у детей
Документ создан автором23.08.2017
Размер файла35.52 Kb.

Тельтевская Л.А., учитель-логопед

БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»
Речевое дыхание у детей

Важнейшее условие правильной речи – это длительный выдох и чёткая ненапряжённая артикуляция. Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает «взахлёб». Слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно разобрать, что пытается ребёнок рассказать.

Чтобы мы могли произносит звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали, что прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи образуются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от лёгких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее всё повторяется.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от физиологического тем, что протекает непроизвольно. Жизненное дыхание (вдох и выдох) производятся через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом.

Речевое дыхание – это во многом управляемый процесс, количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Если говорящий ребёнок обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.

Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя часть лёгких, плечи же остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом и ртом. Вначале высказывания делается добор воздуха только через рот, т.к. быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при речевом дыхании целесообразно приучать всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы (между грудной клеткой и животом). При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе сокращается. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из-за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удаётся говорить длительными фразами достаточно чётко, с логическими паузами. Создаётся впечатление, что ребёнок задыхается. А всего-навсего ему не достаёт в данный момент воздуха. Во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Чтобы это проверить, рекомендуется провести два теста.

Тест 1.

Предложите ребёнку выполнить упражнение «Парашютик».

Для этого ребёнок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребёнок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.

Тест 2.

Попросите ребёнка выполнить упражнение «Барабанчик».

Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя д-д-д-д, затем да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук д будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребёнок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

Для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приёмы. При этом должны быть учтены следующие условия:

  1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

  2. Упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

  3. Заниматься в проветренном помещении, температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С.

  4. Одежда не должна стеснять движений.

  5. Не заниматься сразу после приема пищи.

  6. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

• дутье через соломку в стакан с водой;
• надувание воздушных шаров;
• дутье на разноцветные вертушки;
игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
• пускание мыльных пузырей;
• дутье на одуванчики.

Список литературы:

Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит...— СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

www.maam.ru/detskijsad

http://elenayanushko.ru