Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Региональные педагогические чтения «Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: проблемы, опыт, перспективы»


Скачать 83.04 Kb.
НазваниеРегиональные педагогические чтения «Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: проблемы, опыт, перспективы»
Документ создан автором03.05.2016
Размер файла83.04 Kb.

Региональные педагогические чтения

«Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: проблемы, опыт, перспективы»
Вариативность и обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования в соответствии с интересами детей и молодежи, потребностями семей, общества и государства.

Восприятие литературы через психологию чувств.
«Изучение человеческой души и ее переживаний и должно быть сделано главным, центральным пунктом в деле изучения содержания литературных произведений». Н.А. Рубакин.
Кружок творческого чтения — это система занятий, направленных на развитие культуры чувств.

Мир чувств, настроений и переживаний — часто называют душой человека.

К.Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего настроя души нашей».

Зачем же развивать культуру чувств?

Как говорит один из лучших специалистов детского чтения И.И. Тихомирова, чтобы сохранить в них человечность.

Цель: средствами лучших произведений художественной литературы будить у детей любопытство к человеку, обострять его психологическую зоркость, помогать пристальнее всматриваться в себя и окружающих.

Задачи:

- Знакомить читателей с разнообразием образов в художественной литературе, с их неповторимостью характеров и индивидуальностью каждого.

- Пробуждать интерес к духовному миру человека, прослеживать движение его мыслей и чувств, мотивов поведения; откликаться на его внутреннее состояние.

- Обогащать эмоциональную жизнь детей.

- Развивать психологическую культуру читателей исходя их концепции А.М. Левидова превращения психологической зоркости писателя в психологическую зоркость читателя.

- Устанавливать связи в системе: книга — читатель- жизнь.

- Постигать смысл произведения.

Сегодня в школе осознается важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения.

Как показывают исследования, обучающиеся в школах порой не понимают глубинные мысли и смыслы заложенные в тексте. И этому можно учить рассматривая произведение с позиций психологии.

Задача такого рода современных текстов не только в том, чтобы ребенку что — то рассказать, объяснить разницу между добром и злом, но еще и помочь в какой — то трудной жизненной ситуации. Человек накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций».

Это можно увидеть в моих темах:

«Как выработать стрессоустойчивость»;

« Как выйти из конфликта»;

« Толерантный путь»;

« Кого назову другом»;

«Почему бывают ссоры»

«Не быть обманутым»

Например, на одном занятии рассматриваем « Недовольство», а на другом занятии «Довольство». Рассматриваем черты того и другого. И решаем, какое поведение нас больше привлекает.

Если беру темы, которые интересны детям, то они очень хорошо чувствуют себя на занятиях. И понимают тексты.

Если в начале занятия я ставлю проблему: например, к чему может привести шалость,то ребята затаив дыхание слушают произведение: «Гришкина милостыня» П.В.Засодимского.

Смысловое чтение как универсальное действие формируется благодаря использованию разных технологий: технологии проблемного обучения, технологии критического мышления, интерактивных технологий…

Смысловое чтение это система приемов работы с текстом.

Например, предлагаю урок посвятить теме « Удивление» одному из фундаментальных чувств. И в художественных произведениях будем искать удивления героев.

Тема «Тепло» по стихам Татьяны Петуховой поможет смыслопоисковым действиям детей и определит уровень осмысления текста через свои чувствования тепла, которые исходят на них из стихов данной поэтессы. Использую чтение вслух с остановками и комментариями ( по О.К. Громовой), созидающее чтение (по В.А. Бородиной), путешествие вглубь строки (по И.И. Тихомировой).

Ирина Ивановна Тихомирова говорит об обсуждении как о способе развития дивергентного мышления, которое заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Этот метод предполагает, что каждый при обсуждении по — своему прав. Таким образом, у ребенка может повыситься самооценка, самоуважение. А если ситуация поможет ему выбрать правильный путь из данной ситуации он счастлив. Разбудить собственную мысль каждого — это важно при разговоре о книге. Но если произведение помогает поговорить на такие важные темы: Любовь. Доброта. Дружба. Трудолюбие. Совесть. Верность. Лад. Семья. То это принятие и усвоение нравственных ценностей, которые определяют поведение человека в обществе.

А главное мысли, заложенные автором, перевести в смысл для себя. Каждый читатель, возьмет из текста столько сколько он способен взять по мере своих возможностей и способностей.

Разве он не возьмет что –то из занятия по теме: «Что для меня любовь.»

Цель: Понять секрет способности вызывать к себе любовь.

Ситуация: Почему меня никто не любит.

В занятии использую: домашнюю анкету, чтение сказки Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево», отрывок из рассказа В. Крапивина «Путешественники не плачут». И заполняем это чувство любовь. Это и нежность, забота, доброта, боль, сострадание, верность, участие, преданность, приветливость, теплота, радость...

Занятий, о которых хотелось бы сказать, за 7 лет ведения данного кружка много.

Разве может оставить равнодушным герой рассказа «Звонок» Ю. Насветова , когда провожу занятие по теме «Путь добродетельности»

Цель: постигать состояние и действия добродетельного, человечного, то есть достойного, отзывчивого и гуманного человека.

И вот здесь надо на занятиях развивать у детей способность к восприятию словестных образов и развивать способность воспринимать художественные произведения как учебник жизни, познавая себя самого, людей и их отношения, чтобы вырасти порядочным человеком и достойным гражданином.

«Человек должен есть, иначе он не будет жить, но если он превратится в обжору, он потеряет свое лицо, утратит духовную красоту. Человеку надо жить в красивом, удобном жилище, красиво и удобно одеваться, но, если это станет выше его духа, он превратится в мещанина. Пусть культ знаний, озаряя своим светом мир вещей, убеждает человека в том, что есть ценности второстепенные, призванные служить человеку, и есть ценности, в которых выражается самая суть человека». В. Сухомлинский

И как говорит И.И. Тихомирова, что «самая суть человека выражается в его духовной жизни, которая заключается, прежде всего, в культуре человеческих отношений («человек лишь тогда становится человеком, если любит людей») и богатстве духа ( разуме, знаниях, труде, таланте, творчестве, дружбе, любви, счастье повторить себя в человеке...). Большое место в духовной жизни занимает любовь к родной семье и родной стране».

Уместно зачитать слова из журнала «Психолог»:

«Итак, каким же образом сказки, притчи, рассказы могут помочь герою нашего времени. Герою, который ориентирован на Интернет больше, чем на реальную жизнь, герою, который часто почти не читает. Во — первых, истории оказывают нашему герою помощь в самосознании, то есть в формировании его эмоциональной сферы, поведенческих норм, образа мышления (жизненной философии). Благодаря этому он чувствует более уверенно в жизни. Появляются жизненные ценности, цели и смыслы. Во — вторых, сами истории представляют особый творческий способ коммуникации. Вступает в общение с главным героем, вместе с ним дает ответы на главные вопросы. И в этой роли делает выбор в пользу того или иного образа жизни. Истории побуждают к активности, творчеству и разнообразной деятельности»

Ольга Громова, главный редактор журнала «Библиотека в школе» в 2009г в своей статье «Идей хватит на всех» написала о моей работе: «Лично мне очень понравилось, как сформулирована в статье Валентины Анатольевны позиция, где чаще всего мы читаем правильные, но приевшиеся и пафосные слова о любви к Родине и о высоких идеалах. А важно –то в этой работе – другое. Вот это:

«Ожидаемый результат реализации программы: получение знаний о самом себе, о других, о мире и о жизни. У ребенка, подростка должен появиться собеседник, стремящийся к диалогу о любви, о жизни, об отношении к миру, о собственном «Я».

В сборнике «Школьная библиотека: время поисков» Нижний Новгород, 2014г имеется моя статья о деятельности данного кружка, где я написала, что на занятиях мы заполняем чувствами Дом души. Нужно превратить окружающие нас книги в свет. Может быть в свет Родины. В свет жизнеутверждения. И может свет который сияет с листа книги, засияет в душе ребенка.

И дать ему опору в жизни. Это и природа, и культура, дело, окружающие люди и он сам как наивысшая ценность.

И вообще, свет, который мы ищем всегда и стремимся к нему порой надо открыть в себе. И этот путь к себе открывают нам книги.

И добавлю, что выручает журнал «Детское чтение для сердца и разума». С помощью рассказов из журналов порой и появляются темы: достоинство, прощение, жизнеспособность, жизнеутверждение, мой счастливый день, герой современного фильма, кто лучший и другие.

Отзывы детей:

Шелыгина Катя 4 класс:

Благодаря этим урокам я понимаю, как нужно поступать в сложных ситуациях. Эти уроки дают жизненный опыт. Мне очень нравится слушать рассказы — они бывают смешные, грустные, юмористические. И мне хочется, чтобы эти уроки были почаще. Далее в рассказах можно увидеть себя, значит, я тоже была в таких ситуациях, но я не знала как выйти из них. Вот зачем эти уроки.

Киркина Марина 4 класс:

Я считаю, что библиотечные уроки пробуждают в нас душу, наши чувства. Разные рассказы помогают нам выйти из какой — нибудь ситуации. Они, библиотечные уроки помогают нам исправиться, стать лучше, найти правильный подход к людям. Они помогают жить, любить, не повторяя ошибок.

Попов Миша 4 класс:

Мне нравятся эти уроки. Я знаю что — то новое, необычное. Узнаем что — то для себя. Для своей личной жизни. Мы читаем тексты, разбираем и делаем открытия. Надо побольше уроков с Валентиной Анатольевной. Здесь можно найти выход из какой — либо ситуации.

Пачезерцева Юля 4 класс

У нас учитель Ольга Сергеевна очень ответственный человек и она водит нас по разным мероприятиям и один из них библиотечный урок. Его ведет Валентина Анатольевна. Она к нам хорошо относится. И темы очень полезные. Про жизненные ситуации. И они нам помогают. А главное мы их понимаем. А не делаем вид. Хотя все равно бывает повторяем свои ошибки и больше всего мне нравится как она читает рассказы. Я бы слушала и слушала. Ну, вообщем, мне очень нравятся эти уроки и Валентина Анатольевна.

И если все 21 человек из класса написали, что эти занятия нравятся, значит, данные занятия направлены на интересы ребенка.

Автор технологии созидающего чтения В.А. Бородина утверждает: фундаментом в оказании помощи в читательском развитии детей необходимо считать, прежде всего, читательскую направленность личности, выраженную в потребности, мотиве, интересе, установке.

Чтение вслух показывает красоту, музыкальность, образность, выразительность литературного слова. Все присутствующие становятся участниками действа размышления, обсуждения, творческого отклика.

Обсуждение той или иной темы, проблемы способствует активизации эмоционального восприятия, стимулирования речевой деятельности, развития аналитического мышления, наблюдательности, рождения фантазии...

Чтобы вести с обучающимися кружок чтения, полезно изучить исследования о типологических особенностях чтения на разных этапах детства Л.И. Беленькой.

Творческое чтение – это система занятий с целевыми направлениями на формирование и развитие читательского таланта ребенка как основы его интеллектуального, духовно – нравственного и творческого развития.

Показатель комплексной работы обучающихся 4а класса на конец прошлого учебного года был выше всех в районе. Занятия кружка чтения велись в данном классе.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г опирается на систему духовно нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности»…

И моя дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности кружка творческого чтения «Светлица» начинается так: «Для чего я пишу программу чтения? Для счастья. Для счастья детей.

Как воспитывать детей?

«Каждую минуту и всей душой желайте им счастья сейчас и в будущем – этого достаточно. И никогда не разъединяйтесь с ними, не оставляйте беззащитными перед судьбой» С.А. Соловейчик
(Выступление уменьшить до 10 минут)
март 2016г Педагог дополнительного образования первой категории Стахеева Валентина Анатольевна

МБОУ «Первомайская средняя школа» Кичменгско – Городецкий район