Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Сегодня, в век компьютерных технологий необходимо отвлечь ребёнка от телевизора и компьютера, внести в его жизнь разнообразие, предлагая ему альтернативные игры и развлечения


Скачать 172.74 Kb.
НазваниеСегодня, в век компьютерных технологий необходимо отвлечь ребёнка от телевизора и компьютера, внести в его жизнь разнообразие, предлагая ему альтернативные игры и развлечения
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла172.74 Kb.

f:\программы итог\титульные+\художественно-эстетическое++++++\волшебный сундучок.jpg

Пояснительная записка.

Сегодня, в век компьютерных технологий необходимо отвлечь ребёнка от телевизора и компьютера, внести в его жизнь разнообразие, предлагая ему альтернативные игры и развлечения. Одним из вариантов для того, как заполнить свободное время, может стать рукоделие. Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и др.). В наше время техника «пэчворк» не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. В наше время стал популярен пэчворк без иглы или кинусайга. Она позволяет без применения иголки создавать красивые и яркие лоскутные картины. Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться. Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной. Учащиеся знакомятся с различными видами тканей и других текстильных материалов. Сюжеты и тематика могут быть как традиционными, выполненными в технике лоскутного шитья (пэчворк), так и свободные композиции, выполненные по собственным эскизам, сюжетами для будущих картин из тканей могут служить иллюстрации детских книг, окружающий мир, природа, птицы, цветы, насекомые. Поиск тематики, материалов для воплощения, назначение будущего изделия – процесс творческий, многогранный, как индивидуальный, так и коллективный. Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков. Наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

К сожалению, сегодня всё дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах обучения.

На занятиях ребята изучают типы кукол и осваивают технологию их изготовления. Куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов. Они сближают все возрасты и национальности. Знакомство с традиционными русскими куклами на занятиях кружка «Волшебный сундучок» позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.

Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослыми, но в процессе её изготовления у ребёнка формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, ребёнок приобщается к творчеству, переживает радость созидания; лучше представляет, осознаёт, что он делает, и знает, какой затем получится результат

Самодельные поделки, подарки – не только осязаемый результат увлекательных занятий с различным материалом, но и невидимое для глаз – развитие нестандартного мышления и воображения.

Данная программа является модифицированной, составлена на основе программ «Народная кукла и лоскутное шитье», Макшанчиковой Т.К., г. Кострома, «Пэчворк», Бойко О.П., ЦДО, п. Тюльган Оренбургской области, «Лоскутная мозаика», Ганиной Н.Ф., г. Октябрьск, Самарской области; программы кружка 
«Народная игрушка»
  педагога дополнительного образования Сухаревой Л.В. г.Москва; программа кружка: «Русская народная кукла» Шелепень И.Г.


Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Тип программы: общеразвивающая.

Цель: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:

образовательные:

изучить особенности народных кукол, способы их изготовления;

- изучить особенности техники «пэчворк»;

- особенности изготовления изделий из помпонов;

воспитательные:

- прививать интерес к художественной деятельности, декоративно-прикладному творчеству, народной культуре;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, бережливость;

-развивающие:

-способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, глазомера, волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца);

- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное мышление;

- формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства;

Возраст детей, участвующих в программе: 10-14 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Режим занятий: занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями – 15 минут. Всего в год - 144 часа.

Формы проведения занятий: основная форма – учебное занятие, коллективная и индивидуальная формы работы.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • основы лоскутного шитья;

  • историю народной куклы;

  • инструменты и материалы, используемые в работе;

  • последовательность и технологию изготовления изделий;

  • основы цветоведения;

  • правила поведения и техники безопасности на занятиях.

Учащиеся должны уметь:

  • изготовить тряпичную куклу под руководством педагога

  • подбирать рационально материалы и инструменты для изготовления изделия;

  • последовательно изготовлять поделку;

  • умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно.

  • выполнять декоративную отделку готовых изделий.

У детей должно быть воспитано:

  • аккуратность и терпение;

  • желание делать подарки близким людям;

  • ответственное отношение к качественному выполнению изделий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки творческих работ, участие в конкурсах, проведение тестов, зачетных работ и т.д. в ходе итоговых занятий.

Учебно-тематический план

(1 год обучения)



Тема

Теория

Практика

Всего

Форма итоговой аттестации.

1.

Вводное занятие.

-

-

2ч.




2.

Пэчворк без иглы.

10

56

66ч.




3.

Промежуточная аттестация.









Практическая работа.

4.

Изготовление кукол.

15

55

70ч.




5.

Итоговая аттестация.

-

-

2ч.

Тест. Практическая работа.

Итого: 144ч

Содержание программы.

  1. Вводное занятие. Знакомство с планом на год. ИТБ. Показ образцов. Обсуждение. Игры на знакомство.



  1. Пэчворк без иглы.

Теория:

Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, крахмаление. Организация рабочего места. Объекты труда: лоскутные картины. Цвет. Цветовые сочетания.

Практика: изготовление панно на пенопласте из лоскутков ткани: «Витраж», «Медвежонок», «Дама», «Девочка с зонтиком», «Натюрморт», «Природа», «Подсолнух», «Цветы в вазе» и т.д.

  1. Промежуточная аттестация. Самостоятельное изготовление картины.



  1. Изготовление кукол.

Теория: виды кукол. Символика и образ народной куклы. История возникновения народной куклы. Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Куклы из подручных материалов.

Практика: изготовление кукол: куватка, крупяничка, кукла «коза», масленица, «День и ночь», Домовушка, Берегиня, Веснянка-Первоцвет; куклы из ниток «Мартенички», кукла клоун, куклы из подручного бросового материала: «старушка», большая кукла «Маша».

  1. Итоговая аттестация. Тестирование. Изготовление куклы по выбору детей.

Методические пояснения.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

а). Оборудование: утюг, столы

Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, ножницы, линейка, карандаши, канцелярские ножи, стеки.

Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы, тесьма, шнуры, кружево, листы пенопласта, нитки вязальные.

б). В кружок принимаются все желающие. Количество учащихся в группах 12- 13 человек в связи с тем, что обучающиеся должны находиться в поле зрения педагога, т.к. на занятиях используются колющиеся и режущие предметы.

в). На занятиях дети приобретают практические навыки. Так же большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Ребёнок не только учится создавать работы своими руками, но и оформлять их. Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети выполняют простые работы, рассматривают образцы, анализируют приёмы выполнения. Потом задания усложняются.

К концу обучения у учащихся должны сформироваться следующие качества:

Личностные результаты:

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- овладение различными приёмами изготовления кукол, поделок из лоскутков, помпонов;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

- ознакомление детей со средствами изготовления поделок из лоскутков и помпонов и освоение некоторых из них;

- ознакомление учащихся с терминологией техники изготовления поделок.

- развитие чувства цвета, контраста;

- развитие моторики и координации движения рук, при работе с ручными инструментами.

Метапредметные результаты:

- правильное выполнение последовательности изготовления поделки;

- обеспечиваются межпредметными связями с музыкой, литературой, историей;

- способность прийти на помощь товарищу, умение работать в паре.

Список литературы

для детей:

1. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год


2. Н.В.Шайдурова "Традиционная тряпичная кукла": Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО_ПРЕСС", 2012. 


для педагогов:

  1. Е.А.Гурбина «Занятия по прикладному искусству 5-7 класс» - Волгоград, 2009 год


  2. Н.В.Кочеткова «Мастерим игрушки сами» - Волгоград, 2010 год

    И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год


3. О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год

  1. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год.

Приложение

Оценка результатов обучения и личностного развития детей

Критерии

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Учебно-организацион-ные умения.

В организации своего рабочего места часто требуется указание педагога. Не владеет полностью навыками безопасного труда. Правила поведения не усвоил. Может пропускать занятия без уважительных причин. Эмоционально неустойчив, слабая исполнительность. Неусидчив, быстро утомляется, работу не доводит до конца. Требуются постоянный контроль и помощь педагога.

Иногда в организации своего рабочего места требуется указание педагога. Правила поведения старается соблюдать. Незначительные пропуски занятий. Навыками безопасного труда владеет. Волевые качества неустойчивы, не всегда терпелив и выдержан. Работу доводит до конца не всегда. Эмоционально отзывчив на внимание и поощрение педагога, сверстников.

Самостоятелен в организации своего рабочего места. С удовольствием соблюдает дисциплину и порядок. Всегда проявляет навыки безопасного труда. Занятия старается не пропускать без уважительных причин. Усидчив, старателен, умеет полностью сосредоточиться на работе. Терпелив и выдержан, устойчив эмоционально. Проявляет трудолюбие и стремление начатое дело довести до конца. Активный помощник педагогу, сверстникам.

Познавательная активность в творческой деятельности.

Познавательный интерес носит эпизодический характер, проявляющийся в виде заинтересованности ярким необычным материалом, либо не обнаруживается вообще. Требуется постоянная стимуляция педагогом познавательной активности.

Проявляет интерес к занятиям, ко всему новому но не обладает длительной устойчивой познавательной активностью. Проявляет заинтересованность и познавательную активность в определенных учебных ситуациях, обусловленных либо содержанием учебного материала, либо способом его изучения.

Обладает высоким уровнем развития учебной мотивации. Преобладает устойчивый познавательный интерес к любой трудовой деятельности. Способен выбирать самостоятельно способы и средства изготовления изделия. Активен в стремлении узнать больше за пределами программы. Использует дополнительные источники информации, проявляет интерес и умеет работать самостоятельно с литературными источниками, заниматься поисковой работой.

Теоретические умения и навыки.

Владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой за данный период. Терминологией не владеет.

Усвоил более половины объема знаний, предусмотренных программой за данный период. Знает специальные термины, но не всегда использует их на практике.

Освоил практически весь объем знаний в рамках программы. Грамотно использует специальные термины.

Практические умения и навыки.

Владеет менее чем ½ части объема практических умений при работе с тканью, при выполнении влажно-тепловой обработки, слабо выполняет декоративные ручные швы.

Владеет более ½ объема практических умений и навыков, предусмотренными программой за конкретный период. Умеет работать с тканью, но допускает неточности при выполнении ручных.

Умеет исправить и добивается лучшего результата. Владеет практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Самостоятелен. Легко и свободно работает с тканью. Качественно выполняет ручные швы.

Творческая активность

Начальный (элементарный) репродуктивный уровень. Может выполнять лишь простейшие практические задания. Пассивен, не проявляет желания работать самостоятельно, на каждом шагу ждет подсказки, подталкивания со стороны педагога. Стремится к упрощенным вариантам. Боится ошибиться. Самооценка неадекватная.

Репродуктивный и частично продуктивный уровень. В состоянии уверенно выполнять практические задания по образцу. С удовольствием берется выполнять знакомые задания. В самостоятельной работе часто требуется подсказка и помощь педагога. Самооценка не всегда адекватная.

Продуктивный уровень с элементами творчества. Самостоятельно находит способ исполнения, чаще продуктивная деятельность, творческий подход. Может самостоятельно выбрать содержание исполнения, расширяя рамки задания. Пополняет творческую копилку идей. Самооценка адекватная


Навыки межличностных отношений, коммуникатив-ные качества.

В жизнедеятельности коллектива инициативу чаще не проявляет. Часто отказывается от трудовой деятельности. Не умеет работать в группе, коллективе. Некоммуникабельный, не умеет общаться. Может выполнить индивидуальное задание, которое не будет частью коллективной работы. Может быть невежливым, не - внимательным к близким и окружающим, редко оказывает помощь другим. Часто не проявляет эмоционального отклика на успех коллектива, конкретных детей.

Инициативу в коллективе иногда проявляет по настроению. Добросовестно выполняет трудовые поручения, но с напоминания взрослого. Никогда не берет на себя роль «главного художника». Умеет работать в группе, коллективе, но не со всеми. Низкие коммуникативные способности, общается, но не со всеми. Забота о другом человеке бывает иногда только на словах. Чаще доброжелателен, внимателен к другим. Эмоционально отзывчив на соответствующее отношение сверстников, взрослых, не всегда может порадоваться успеху других, коллектива.

Всегда активно участвует в жизни коллектива, «болеет» за общее дело, проявляет инициативу быть лидером в работе. Инициативен в предложениях и ответственен в реализации трудовых дел. Умеет со всеми работать в группе, коллективе. Хорошо развиты коммуникативные качества личности, может организовать и разделить роли предстоящей работы. Всегда вежлив, доброжелателен, внимателен к проблемам других, старается помочь в решении проблемных ситуациях. Эмоционально радуется успеху коллектива, конкретных детей.


1. Периодичность контроля ЗУН и личностных аспектов развития детей: начало учебного года; итоговая в конце учебного года и общая итоговая оценка за весь период обучения (2 года обучения).

2. Результаты обучения оцениваются в баллах, соответственно степени выраженности измеряемого качества: 1 уровень (низкий) – 1 балл; 2 уровень (средний) – 5 баллов; 3 уровень (высокий) – 10 баллов

Календарное планирование.


  1. Вводное занятие. Знакомство с планом на год. ИТБ.

  2. Оборудование и материалы. Подбор лоскутков, ткани.

  3. Лоскутные картины. Цвет. Цветовое сочетание.

  4. «Букет». Картина. Подготовка основы. Нанесение рисунка. Прорезывание.

  5. Выкладывание рисунка тканью. Оформление работы.

  6. Картина «Подсолнух». Подготовка основы. Нанесение рисунка. Прорезывание.

  7. Выкладывание рисунка тканью. Оформление работы.

  8. Картина «Девочка с зонтиком». Подготовка основы. Нанесение рисунка. Прорезывание.

  9. Выкладывание рисунка тканью. Оформление работы.

  10. Картина «Дама». Подготовка основы. Нанесение рисунка. Прорезывание.

  11. Выкладывание рисунка тканью. Оформление работы.

  12. Панно «Натюрморт». Подготовка основы. Нанесение рисунка. Прорезывание

  13. Выкладывание рисунка тканью.

  14. Панно «Натюрморт». Оформление. Дополнение декоративными элементами.

  15. Картина «В гостях у сказки». Выбор сюжета. Подготовка основы. Нанесение рисунка. Прорезывание.

  16. Выкладывание рисунка тканью.

  17. Оформление картины. Добавление декоративных элементов.

  18. Картина «В гостях у сказки». Выбор сюжета. Подготовка основы. Нанесение рисунка. Прорезывание.

  19. Выкладывание рисунка тканью.

  20. Оформление картины. Добавление декоративных элементов.

  21. Картина «Жар-птица». Подбор материала. Подготовка основы. Прорезывание.

  22. Выкладывание рисунка тканью.

  23. Оформление картины.

24-27. Промежуточная аттестация. Самостоятельная работа по выбору детей.

28. Виды кукол. История возникновения.

29. Виды кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначение.

30. Экскурсия в ЦТНК.

31. Кукла «Ангел». История, изготовление куклы.

32. Кукла «Куватка». История. Изготовление куклы.

33 Кукла «Крупяничка». История. Изготовление куклы.

34. Кукла «Коза». История. Изготовление куклы.

35. Кукла «Десятиручка». История. Изготовление куклы.

36. Продолжение работы. Оформление куклы.

37. Кукла «Барыня». (основа картон).

38. Кукла «Барыня». Продолжение работы. Оформление.

39. Кукла «Кавалер». Пошив.

40. Кукла «Кавалер». Продолжение работы. Оформление.

41. Кукла «Масленица». История. Изготовление куклы.

42. Кукла «Счастье». Изготовление куклы.

43. Кукла «Неразлучники». История. Изготовление куклы.

44-45. «Кукла перевёртыш». История. Изготовление куклы.

46. Кукла «Кубышка0травница». Изготовление куклы.

47. Кукла «Подружка-плакушка». Изготовление куклы.

48. Кукла «Параскева». Берегиня женских ремёсел. Изготовление куклы.

49. Кукла «Колокольчик». Кукла добрых вестей. Изготовление куклы.

50. Оберег «Двенадцать лихорадок». Изготовление куклы.

51. Кукла «Желанница». Изготовление куклы.

52. Кукла «Купава». Изготовление куклы.

53-55. Панно «Ах, лето, лето». (коллективная работа).

56 -58. Картина «Чаепитие». Прорезывание. Выкладывание рисунка тканью. Оформление.

59-61. Картина «Скоморохи». Прорезывание. Выкладывание рисунка. Оформление.

62. Куклы из капрона. Материалы и инструменты. Кукла «Домовёнок».

63. Кукла «Домовёнок». Продолжение работы. Оформление.

64. Куклы из ниток «Мартенички». Изготовление.

65-66. Кукла «Клоун». Подбор материала. Раскрой. Пошив.

67-68. Кукла «Старушка». Подготовка основы. Изготовление. Оформление.

69-72. Итоговая аттестация. Тестирование. Самостоятельное изготовление куклы «Сороки». Выставка работ.