Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Содержание: Пояснительная записка стр. Особенности проведения занятий в хореографическом кружке стр. Учебно-тематический план и содержание программы стр.


Скачать 290.56 Kb.
НазваниеСодержание: Пояснительная записка стр. Особенности проведения занятий в хореографическом кружке стр. Учебно-тематический план и содержание программы стр.
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла290.56 Kb.

f:\программы итог\титульные+\художественно-эстетическое++++++\настроение.jpg

Содержание:

1. Пояснительная записка………………………………………………… 2 стр.
2. Особенности проведения занятий в хореографическом кружке …......4 стр.
3. Учебно-тематический план и содержание программы ………………..7 стр.
6. Методическое обеспечение….…………………………………………...14стр.
7. Понятие хореографии как искусства……………...…….........................15 стр.
8. Список литературы…………..……………………………………..…… 18стр.

Пояснительная записка
«Танцор верит, что его искусство

может сказать нечто такое,

что невыразимо ни словами,

ничем другим, кроме танца...»

Дорис Хамфри.
Танец – это движение, а движение – это жизнь. Это уникальный способ самовыражения, общения, эстетического наслаждения.

Танец всегда был, есть и будет в культуре всех народов без исключения. Он многократно изменялся, но на протяжении всей истории развития танцевального искусства у людей разных возрастов, в том числе и детей, был и остается огромный интерес к этому виду искусства.

Дополнительное образование дает детям возможность восполнить их потребность в движении, познакомить с интересным и загадочным миром танца.

Каждый ребенок стремится к красоте и гармонии, старается выразить себя посредством движения, и помочь ему в этом могут специально организованные занятия в рамках кружка, которые призваны развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.

Детская хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Овладение элементами хореографии, народных и современных танцев в непосредственно образовательной музыкальной деятельности повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность и внимание к окружающим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функцию внимания.

Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у детей музыкального творчества и творческих качеств личности.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но и физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.

В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.

Поэтому главная задача педагога – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного, помочь им проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих руководителей детских хореографических коллективов). Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.

Таким образом, целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкально-ритмических способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

Задачи:

  • Обучить детей основам хореографии.

  • Сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала.

  • Научить выразительности и пластичности движений.

  • Дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты.

  • Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.

  • Воспитывать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.


Программа составлена на основе программы А. И. Бурениной. Образовательная программа не предполагает проводить специальный отбор детей, она основывается на принципе учета желания каждого ребенка заниматься танцевальным искусством, у детей могут быть разные способности и возможности для занятий хореографией.

В хореографическое объединение приходят дети с 8 - 17 лет. Наполняемость групп зависит от года обучения, так: 1 год обучения - 12-15 чел.; 2 год обучения – 10-12 чел., 3- год обучения – 8-10 чел.

Количество часов в год – 144, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2 и 3 году обучения видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.

Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей по областям:

  • «Музыка», где закрепляются все движения и используются танцы, изученные и поставленные на занятии кружка.

  • «Физическая культура» - использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, проводятся подвижные игры, развлечения, упражнения.

  • «Познание» -  занятия, наблюдения, беседы, игры.

  • «Социализация» - используются   дидактические, сюжетно -  ролевые игры; разучиваются различные танцы.

Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения нового танца.

Содержание программы направлено на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографического кружка после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты:
Обучающиеся будут знать:

  • Единые требования о правилах поведения в хореографическом классе и требования к внешнему виду на занятиях;

  • Термины классического, народного, историко-бытового, современного танцев.

  • Условные обозначения классических элементов и связок.

  • Сведения о новых танцевальных направлениях в музыке.


Обучающиеся будут уметь:

  • Выполнять движения и комбинации у станка и на середине зала в разном темпе.

  • Согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу.

  • Выражать образ с помощью движений.

  • Свободно и грамотно владеть терминологией классического, русского, современного танцев.

  • Самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы классического танца, русского, современного танцев.

  • Владеть исполнительским мастерством сценического танца.

  • Работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.

  • Эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.

  • Самостоятельно и грамотно выполнять движения современного, русского, историко-бытового танцев.

  • Свободно владеть корпусом во время исполнения движений.

  • Ориентироваться в пространстве.

  • Координировать свои движения.

  • Исполнять хореографический этюд в группе.

  • Соединять отдельные движения в хореографическую композицию.

Контроль знаний и умений учащихся проводится по результатам диагностики и наблюдений - 3 раза в год, а так же на отчетном концерте в конце учебного года.

Кроме занятий, проводимых по учебному плану, практикуется:

    • проведение интегрированных занятий;

    • участие детей в районных конкурсах, фестивалях, участие в городских мероприятиях.

Так как занимаются дети с разной хореографической подготовкой, программой предусмотрены следующие формы занятий:

    • групповые,

    • подгрупповые,

    • индивидуальные,

    • репетиционные.

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в месяц.
Структура занятия.

1. Вводная часть. 5-7 мин.

- поклон;

- разминка по теме занятия;

2. Основная часть. 28-30 мин.

Теоретический раздел: 8-10 мин.

- Рассказ о стиле, жанрах, костюмах, особенностях музыки танца;

- История происхождения;

- Показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного танцевального направления;

Практический раздел: 20 мин.

- Разучивание основных движений, составных элементов основного движения;

- Обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца;
- Повторение и закрепление ранее пройденного материала;

- Упражнения на развитие творческого воображения (танцевальные импровизации);

- Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры.

3. Заключительная часть. 5 мин.

- упражнения на восстановление дыхания;

- игровой самомассаж;

- релаксация - заключительный поклон.

Учебно-тематический план.
1-год обучения.

(занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу, за год – 108 часов).





темы

Название темы

Количество часов

Форма итоговой аттестации

I.

Вводное занятие.

1




II.

Ритмика.

16




III.

Партерная гимнастика. Классический станок.

18




IV.

Народно-сценический танец: элементы русского танца.

19




v

Промежуточная аттестация

1

Выступление

V1.

Историко-бытовой танец: элементы вальса.

20




VI1

Современная хореография.

26




VI11.

Постановочно-репетиционная работа.

42




1v.

Итоговая аттестация.

1

Практическая деятельность - выступление




ИТОГО:

144





Содержание 1-года обучения.
I. Вводное занятие.

Через игру педагог знакомит обучающихся с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Правила поведения на занятиях, техника безопасности во время пользования техническими средствами, особенности внешнего вида обучающихся.

  1. Ритмика.

Данный раздел включает в себя коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей. Выражение в движении характера музыки и ее настроение, контрасты и оттенки в звучании.

Основные средства музыкальной выразительности: темп, ускорения и замедления, динамика (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков).

Жанр произведения — плясовая, вальс, полька, старинный и современный танец, песня, марш, и выражение в соответствующих движениях. Воспроизведение в хлопках и шагах разнообразных ритмических рисунков, выделение сильных и слабых долей.

Подбор различных видов движения (шаги, бег, прыжки, повороты и др.), соответствующих характеру музыки. Выделение сильной доли такта хлопком, притопом. Отработка на ходьбе и беге начала и окончания музыкальной фразы в такт музыки.

Пространственная ориентация. Шеренга. Колонна. Правила построения и перестроения по два, по четыре. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно. Круг. Принцип дробления и собирания круга. Линия танца. Нумерация точек зала. Повороты на месте на 1/4 и 1/2 круга.

III. Партерная гимнастика. Классический станок.

Теория. Знакомство с одним из направлений танца — балетом. Знаменитости русского балета. Просмотр видеофильма «Щелкунчик».

Практика. Цель: Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Содержание материала: комплекс упражнений, направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.

Знакомство со станком (на середине, у станка). Позиции ног (1,2,3,4,5). Постановка корпуса, головы. Позиции рук: подготовительное положение, 1, 2,3 позиции). Изучение экзерсиса у станка: Demi-plie по 1,2,4 позициям. Battement tendu из 1 позиции. Passe par terre. Demi rond de jambe par terre. Battement tendu jete. Releve. Releve lent на 45°. Перегибы корпуса лицом к станку. Demi-plie, Battement tendu на середине зала. Упражнение для рук 1,2,3 позиции на середине зала.

Упражнения для подъема стопы, для выворотнисти: «буратино», «солнышко», «складочка», «бабочка», «лодочка», «кошка», «змейка», «коробочка», «качели», «дощечка».

Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса - это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.

  1. Народно-сценический танец: элементы русского танца.

В течение первого года обучения учащиеся освоят основные позиции и положения рук и ног, положения головы и корпуса, разовьют элементарные навыки координации движений, познакомятся с элементами русского танца: основные положения ног, основные положения рук, элементы русского танца (раскрывание и закрывание рук, поклоны), шаги, ходы (с каблука, с носка, боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции), бег (шаг-бег, с отбрасыванием согнутых ног назад и вперёд), припадание в сторону по III свободной позиции, «Гармошка», «Ёлочка», «Ковырялочка» (с подскоком, без подскока), «Верёвочка» (простая, с двойным ударом, с переступаниями вперёд на всю стопу и на каблук, «Моталочки», «Маятник», «Молоточки», дроби (притоп с полуприседанием, с подскоком, печатка), «Ключ» простой, вращения («шен»), хлопушки (мужские).

V. Историко - бытовой танец: элементы вальса.

На первом году обучения в задачи входит изучение вальса во всех его вариантах. Формирование умений передавать в вальсе плавность. Знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку, грамотно исполнять выученные движения, соблюдая синхронность в парах. Передавать элегантность в медленном - положение в паре; в гавоте - построение пар на сценической площадке; плавность в сочетании с четкостью и остротой - вальсовые повороты вправо-влево; па де буре. Знакомство с вальсом. Поклон в вальсе. Вальсовая дорожка. Положение корпуса, рук в паре. Pasbalance вальса. Повороты под рукой партнёра – девушкам. Па вальса.

 VI. Современная хореография.

Теоретические знания о природе движения, смысле танца, о логике построения танцевальных композиций. В структуру программы входит: упражнения на растяжку; упражнения на гибкость; силовые упражнения; упражнения на релаксацию (расслабление); упражнения на развитие пластичности тела; упражнения на развитие ритмичности; упражнения на равновесие. Элементы латины: шаги, «качающиеся бёдра», основные шаги «Ча-ча-ча», повороты шагом «Ча-ча-ча». Элементы акробатики: «мостик», «колесо», «берёзка», перевороты. Импровизация. Разучивание танцевальных комбинаций.

  На каждом занятии в разминке используются различные танцевальные соединения (связки) движений, которые используются в современном фристайле.

VII. Постановочно-репетиционная работа.

Теория: объяснение правильности исполнения движений, истории и сюжета танца.

Практика: Просмотр, наблюдение. Разучивание танцев. Отработка танца.

«Постановка» – знакомство с композицией танца. Данный раздел включает в себя разбор и отработку основных движений, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и различных связок. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления обучающиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.

VIII. Итоговое занятие.

Итоговая диагностика музыкально-ритмических способностей детей. Подведение итогов работы объединения за первый учебный год. Награждение лучших танцоров.


Учебно-тематический план

2-год обучения

(занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, за год – 144 часа).




темы

Название темы

Количество часов

Форма итоговой аттестации

I.

Вводное занятие.

1




II.

Партерная гимнастика. Классический станок.

22




III.

Народно-сценический танец: русский, украинский танцы.

29




IV

Промежуточная аттестация –выступление.

1

Практическая деятельность, наблюдение

V.

Историко-бытовой танец: менуэт, полька.

12




VI

Современная хореография.

26




VII

Постановочно-репетиционная работа.

52




VII1

Итоговая аттестация - итоговое выступление.

1

Практическая деятельность, наблюдение




ИТОГО:

144





Содержание 2-года обучения.

I. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы объединения на второй учебный год. Правила поведения на занятиях, техника безопасности во время пользования техническими средствами.

II. Партерная гимнастика. Классический станок.

Закрепление пройденного материала первого учебного года. Выполнение движений классического экзерсиса, совершенстование выполнения разнообразных движений, их выразительности и четкости исполнения. Упражнения для подъема стопы, длы выворотнисти: «буратино», «солнышко», «складочка», «бабочка», «лодочка», «кошка», «змейка», «коробочка», «качели», «дощечка».

Demi plie и grand plie, I, II, IV, V позиции. Battement tendu. Battement jete. Rond de jambe par terre. Rond de jambe en I'air. Battement Fondu в пол и на 45°. Battement Frappe в пол и на 45°. Petit battement sur le cou-de-pied. Releve Lents на 90°. Grand battement jete. Demi-plie и grand-plie на середине зала. Battement tendu. Battement jete. Rond de jamde par terre. Battement Fondu. Battement Frappe. Releve lents на 90°. Grand battement jete. Прыжки Soute по I, II, IV позициям. Assambr. Chaugement de pied.

III. Народно-сценический танец: русский, украинский танцы.

Изучение более сложные танцевальных композиций, способствующих развитию координации движений учащихся. К концу года должны знать 5 открытых позиций ног, а также элементы русского и украинского народных танцев. Поочерёдное раскрывание рук. Обращение с платочком, и основные положения рук с платком. Бытовой шаг с притопом. «Шаркающий» шаг, «Переменный» шаг. «Девичий» ход с переступанием. Боковое «припадание». Перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции и продвижением в сторону. Поочередное выбрасывание ног перед собой или «крест накрест» на носок, или ребро каблука. На месте и с отходом назад. «Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе. «Верёвочка». «Ключ» простой на подскоках. Дробные движения. Вращения: с движением молоточки, хлопушки (мужские), присядки. Прыжки на прямых ногах и поджатых. Позиции и положения рук и ног в украинском танце. Простые поклоны на месте, без рук и с руками (женские, мужские). Медленный женский ход. Ход назад с остановкой на третьем шаге. Притопы. «Верёвочка»: простая; с переступаниями; в повороте. «Припадание» с продвижением в сторону. «Выхилястник». «Тынок». «Бигунец». «Голубец» с продвижением. «Выступцы».

IV. Историко- бытовой танец: менуэт, полька.

На втором году обучения в задачи входят: формирование умений определять характер музыки - веселый, торжественный, спокойный, изящный, плавный, отрывистый; определять на слух польку и полонез: музыкально и технически грамотно исполнять выученные движения и танцы; знать правила того или иного движения, его ритмическую раскладку; находить ошибки в исполнении других; формирование знаний о выразительности танца: музыка определяет характер танца, выразительность рук, лица, походки, позы, исполнительские средства выразительности; формирование умений выразительно исполнять движения, танцы: передавать в движениях польки - легкость и отрывистость, в полонезе – торжественность, величавость, проявлять в движениях парного танца внимание к друг другу. Па полонеза. Положение в парах по кругу. Положение пар на сценической площадке. Изучение основного хода. Де гаже вперёд и назад с выносом ноги на носок.

Простейший рисунок полонеза. Изучение основного хода па польки на месте: вперёд и назад, из стороны в сторону (боковое). Па польки с продвижением вперёд и назад. Вращение по кругу в правую сторону. Изучение подскоков, перескоков. Изучение галопа. Изучение поворотов в подскоках.

 V. Современная хореография.

Продолжение изучения новых движений в более быстром темпе, увеличивая количество движений в комбинации. Главное — чистота и качество исполнения. Прививать художественность исполнения за счет слитности движений рук и различных положений корпуса и головы. Изучать вращения в малых и больших позах, большие прыжки. Отработка приемов исполнения движений.

Элементы верхнего и нижнего брейка: волнообразные движения всеми частями тела, работа диафрагмы, «лесенка», «робот», «подсечка», «собачка», «экскаватор» и др.;

VI. Постановочно-репетиционная работа.

Теория: объяснение правильности исполнения движений, истории и сюжета танца.

Практика: Просмотр, наблюдение. Разучивание танцев. Отработка танца.

VII. Итоговое занятие.

Итоговая диагностика музыкально-ритмических способностей детей. Подведение итогов работы объединения за второй учебный год. Награждение лучших танцоров.
Учебно-тематический план

3 -год обучения

(занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, за год – 144 часа).




темы

Название темы

Количество часов

Форма итоговой аттестации

I.

Вводное занятие.

1




II.

Партерная гимнастика. Классический станок.

22




III.

Народно-сценический танец: цыганский, тарантелла.

29




IV.

Промежуточная аттестация

1

Практическая деятельность, наблюдение

V.

Историко-бытовой танец: гавот, полонез.

12




VI.

Танец-модерн.

26




VII.

Постановочно-репетиционная работа.

52




VII1

Итоговая аттестация.

1

Практическая деятельность, наблюдение




ИТОГО:

144





Содержание 3-года обучения.

I. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на третий учебный год. Творческий процесс создания сценического образа. Понятие технической задачи и художественной.

II. Партерная гимнастика. Классический станок.

Постановка корпуса, ног, рук, тренировка суставно-мышечного аппарата, выработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

На 3-ом году обучения комплекс партерной гимнастики усложняется и видоизменяется. Новые движения обучающиеся учатся выполнять в более быстром темпе, увеличивая количество движений в комбинации. Главное чистота и качество исполнения. Изучение и отработка техники выполнения прыжков.

Экзерсис у станка. Demi plie, grand plie и releve в комбинации с part de bras. Battement tendu с demi-plie и с переходом через IV и II позицию. Battement tendu jete и pigue. Rond de jambe par terre и port-de bras с перегибом корпуса. Battement Fondu на 45° и на 90°. Battement Frappe, Rond de jambe enlair. Pettit battement. Grand battement jete по всем точкам. На середине зала: Adagio. Battement tendu, battement jete. Battement Fondu на 45° и на 90°. Rond de jambe en lair. Grand battement jete.

  1. Народно-сценический танец: цыганский, тарантелла.

Раздел предусматривает дальнейшее изучение элементов русского танца, более сложных, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. Построение более сложных комбинаций и композиций на основе русского и украинского танцев.

  Изучение движений цыганского танца и итальянского танца: положение ног и рук в итальянском танце; движения рук с тамбурином; скольжение на носок вперёд в открытом положении с одновременным проскальзыванием на другой ноге назад, в полуприседании; шаг с ударом носком по полу с полуповоротом корпуса, с продвижением назад; бег тарантеллы; шаг с подскоком и одновременным броском со сгибанием ноги в колене; перескоки с ноги на ногу; подскок двумя ногами во 2 свободную позицию с подниманием ноги, согнутой в колене, перед собой; маленькие броски с поочередными ударами носком и каблуком по полу; бег вперёд с подскоком; тройные переступания с ноги на ногу; повороты внутрь и наружу; положения ног и рук в молдавском танце; бег (ноги отбрасываются назад) на месте, с поворотом, с продвижением вперёд; ход с подскоком (на месте, с продвижением); боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено; припадания (перекрёстный ход) со сменой позиции спереди и сзади; ход на одну ногу с прыжком; боковой ход с каблука; выбросы ног крест накрест с подскоком на одной ноге; шаг в сторону с выносом другой ноги наверх на 30 градусов в перекрещенном положении; шаг на ребро каблука с последующим подскоком; прыжок с поджатыми ногами; «Ключ» молдавский; тройные переборы ногами; поддержки.

IV. Историко- бытовой танец: гавот, полонез.

В задачи третьего года обучения входит формирование знаний музыкального материала изучаемых эпох; формирование навыков грамотного исполнения программных движений их структуру и ритмическую раскладку, замечать ошибки в исполнении других; формирование умений: свободно и естественно держать корпус, голову в позах парного танца, естественно легко переводить руки. Передавать в менуэте - торжественность, в гавоте - чистоту исполнения движения; расширяется представления о графическом рисунке танца. Положение в парах. Реверанс. Положение на сценической площадке. Основной шаг па-менуэт. Второй шаг па-менуэт. Па-менуэт вправо-влево. Балансе. Положение в парах. Реверанс. Положение на сценической площадке.

Па де буре. Па глиссад. Балансе – менуэт. Антрашакатр.

V. Танец-модерн. 

Теория: Основные элементы танца джаз-модерн: «изоляция», параллель и оппозиция, сcurve, body roll «волна» и другие. Последовательность построения комбинации в стиле джаз — модерн. Изучение основных элементов hip-hop (кач, слайд, элементарные степы)

Практика: Исполнение основных элементов танца джаз-модерн («изоляция», параллель и оппозиция) на середине зала. Закрепление и отработка выученных синхронов. Основные ходы и движения. Построение рисунков номера. Соединение движений в комбинации различными связками. Добавляются шаги («кроссы»). Прыжки. Вращения. Исполнение различных комбинаций в стилях танца джаз — модерна и танца hip — hop.

 VI. Постановочно-репетиционная работа.

Разучивание танцев. Отработка танца. Совершенствование техники выполнения движений, пластичности, музыкального исполнения. Составление обучающимися музыкальных этюдов.

VII. Итоговое занятие.

Итоговая диагностика музыкально-ритмических способностей детей. Подведение итогов работы по программе за все три года. Награждение лучших танцоров.
Методическое обеспечение программы.
Особенности проведения занятий

в хореографическом кружке.
Для достижения цели образовательной программы процесс образовательной деятельности строится на следующих принципах:

· наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;

· доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;

· систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;

· индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;

· увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;

· сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

Специфика обучения хореографии связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.

Для обучения танцам детей можно на занятиях использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.

Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.

Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.

Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива. Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть – включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.

Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.

Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.

Ведущими методами обучения детей хореографическому искусству являются:

    • наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);

    • объяснение методики исполнения движения;

    • демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).

Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:

    • качественный показ;

    • словесное (образное) объяснение;

    • сравнение;

    • контраст;

    • повторение.

Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию.

С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.

Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая).

Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.

В разделы «Танцевальные этюды» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников.

Понятие хореографии как искусства.

Понятие хореография (от греч. choreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Многие считают, что хореография - это танец, или хореография - это балет, но, по мнению Захарова Р., понятие хореография гораздо шире.

 В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово "хореография" греческого происхождения, буквально оно значит "писать танец". Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца. Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества.

Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.

Танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования.

В танце отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания.

Хореография нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми.

Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.

Музыкально-пластические образы танца всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику танца, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.

Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.

Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.

Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

          Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага.

Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов .

Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

 С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии . Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа.

С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих видов хореографии. Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

 

Классификация танцев.

Взрослая и детская хореография имеет три раздела:

- народный,

- бытовой (или как его еще называют бальный) танец и

- профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет.

 

Народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа;

Бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

Профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) - вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков .

 

Список литературы:
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
3. Программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей. А.И. Буренина
4. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
5. . Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
6. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1976.
7. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988.
8. Программа ДОД «Хореографическая студия «Эдельвейс»» С. М. Сапожникова
9. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1968.
10. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1971.
11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
12. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
13. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.


  1. . Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993