Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Согласные звуки [ф] [ф


Скачать 145.49 Kb.
НазваниеСогласные звуки [ф] [ф
Документ создан автором15.06.2016
Размер файла145.49 Kb.

Урок по литературному чтению в 1 классе

Шутова Любовь Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «Нижнекулойская средняя школа» Верховажского района

1 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель и ожидаемый результат: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности, знакомство учащихся с творчеством русского классика А.С.Пушкина.
Задачи урока:

Образовательные задачи: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие задачи:

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:  формирование эмоционально-положительного отношения к предмету и окружающему миру.
Оборудование к уроку: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого
Содержание и технология урока:

Этапы урока,

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Определить готовность к уроку и настроение на урок


Ну, ребята, чур молчок!

Начинается  урок!

- Но для начала, я хотела бы знать ваше настроение. Моё настроение, например,   сегодня, соответствует данному смайлику. А ваше?  Что вы ждете сегодня от урока?


Приветствуют учителя,

Показывают с помощью смайликов свое настроение

КУУД: организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками


2.Мотивация к учебной деятельности

Определить роль чтения в жизни


-Чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего  это вам нужно?

-2015 год в нашей стране был объявлен Годом литературы. Чтобы  читать и понимать о чем идет речь в книгах, нужно уметь хорошо читать. Поэтому примемся за дело.


Отвечают на вопросы учителя

КУУД: высказывания детей

Личностные: мотивация к изучению нового материала

ПУУД:

Формирование отношения к чтению

3.Актуализация знаний

Вспомнить и повторить теоретические знания о речи, предложениях и звуках; проверить и проанализировать домашнее задание


1) Повторение изученного (теория)

- Я  начну, а вы закончите,

Хором дружно все продолжите:

1.Наша речь бывает.... (устная и письменная)

2.Речь состоит из .....(предложений)

3.Предложение выражает...... (законченную  мысль)

4.Предложение состоит из.... (слов)

5.Звуки бывают … (гласные и согласные).

2) Повторение о звуках

-Какая буква лишняя? (Щ, А, Ё, У, Э, Ы) Почему? Дайте характеристику звуку (щ).  Из оставшихся букв какая лишняя? Почему? Когда "хитрые" гласные обозначают 2 звука? Чем гласный отличаются от согласных?

3) Проверка индивидуальной работы

Вставь гласные: в(?)да, ст(?)на, к(?)за,  д(?)ска. Назовите проверочные. Правило.

4) Повторение об однокоренных словах

- Вы очень хорошо работаете, по-другому я могу сказать так: (читаем с доски слова)

 ДРУЖНО, ДРУЖБА, Дружок, дружок.

-Что скажете об этих словах? Сравните два последних слова: в чем их различие? (написание и  значение)

5) Проверка д/з

- Какой рассказ из домашнего задания  вы читали на тему дружбы?

Чтение. "Два товарища" Л. Н. Толстого

- Чему учит рассказ?

-Бывает ли дружба между человеком и животным? Чтение стихотворения Е. Благининой с.68

-Стих -отгадка Б. Заходера на с.69 тоже о дружбе человека и животного. Сколько человек участвуют в разговоре? Как мы называем такую форму речи? (Диалог)


Учащиеся продолжают высказывания учителя

Выбирают лишние буквы

Повторяют, когда гласные обозначают два звука

Выполняют индивидуальную работу

и проверяют (с помощью сигнальных карточек)

Проговаривают правило

Читают хором слова

Рассуждают

Проверяют домашнее задание, отвечают на вопросы учителя

Работают с учебником

Читают по ролям и отвечают на вопросы


РУУД:

умеют  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие

ПУУД:

умеют  извлекать информацию из иллюстраций, текста

КУУД:

умеют организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

-  умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме;


4.Физкультминутка










5.Целеполагание

Определить тему урока, поставить задачи и наметить план действий

Отгадайте загадки:

Ой, заухал! Страшно мне!
Вот так чудище на пне!
Смотрит, даже не моргнёт!
Он на даче не живёт!
Иногда лишь прилетит 
И, нахохлившись, сидит. 

Я такого видел в фильме. 
Эта птица — мудрый … (Филин)

Освещают ночь огнём
Было, чтоб светло как днём,
От зари и до зари
Светят ярко…(Фонари)

- Определили, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф, ф».

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся  ….

-Мы  познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Отгадывают загадки

Рассуждают

Формулируют тему и задачи урока


РУУД:

умеют  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие

-   определять цель деятельности на уроке

КУУД:

умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме

ПУУД:

умеют  на основе анализа делать выводы;

-  умеют  устанавливать аналогии


6.Открытие нового знания

Уметь применять ранее изученные способы знакомства с новой буквой, давать характеристику звука,

Уметь читать слова с новой буквой

Расширять словарный запас

1) Произнесите 1-ое слово по слогам. Назовите 1-ый слог, 1-ый звук. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий.

(Аналогично со вторым словом)

2)  Знакомство с буквой.

-Эти звуки обозначаются буквами Фф.  Дадим полную характеристику звукам этой буквы.

3) Чтение слогов с буквой ф.

фа    фо     фу    фы  фэ

фя     фё    фю    фи  фе

4) Первичное закрепление

-Пробуем  прочитать слова.

фары    ферма   фонтан  фонарь  филин

- Разберём, как вы понимаете значения следующих  слов.

Флаг - символ страны.

Флот-  все военные и торговые корабли одной страны.


Использование интерактивной доски

Называют слово по слогам

Рассуждают

Дают характеристику звукам

Читают слоги и слова по цепочке

Работают со словарем (находят значения слов в словарях)

РУУД:

удержание цели задач урока

ПУУД:

умеют  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

- умеют  на основе анализа делать выводы;

-  умеют  устанавливать аналогии

КУУД:

умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме

ЛУУД:

проявляют  учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;

-  проявляют  любознательность к изучаемому материалу

7.Применение новых знаний

Учиться читать и находить необходимую информацию

Познакомиться с некоторыми фактами из биографии А.С.Пушкина

Развивать умение обобщать, делать выводы

-Откройте "Азбуку" на стр70. Рассмотрите рисунок. Вот как раз  здесь изображен флот: разные корабли для разных целей.

- Прочитайте текст под картинкой. Кто автор этих строк? Знаком ли вам этот писатель?

1) Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Имя А. С. Пушкина знают огромное количество людей по всему миру. Каждый человек обязательно знает какое-нибудь стихотворение или отрывок  из произведения Пушкина. Но самый популярный нам прочитает   .......

(Ученик читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" - "У Лукоморья дуб зеленый...")

- Жизнь и судьба А. С. Пушкина удивительна. Послушайте сообщение  вашего одноклассника о Пушкине.

Ученик рассказывает, учитель сопровождает рассказ показом слайдов.

 А. С. Пушкин родился  в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он  знал еще и  французский язык, много читал по-французски.

 У Пушкина была няня -  Арина Родионовна , которую он очень любил.  Няня рассказывала маленькому Саше замечательные русские народные сказки. Её песни и сказки запомнились мальчику  на всю жизнь. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

- Кто придумывает сказки? ( Народ или авторы)

- На какие группы делятся сказки?  (Авторские и народные)

- Знаете ли вы сказки Пушкина?  Давайте это проверим.

2) Работа в парах.

- На столе у вас карточки с названиями сказок. Вы должны распределить  эти сказки на две группы: сказки Пушкина и русские народные. Соедините карандашом.

Проверка.

-  Обратите внимание на выставку книг А. С. Пушкина,  со временем мы обязательно их все прочитаем и обсудим.

Некоторые ребята нарисовали рисунки к своим любимым сказкам.  (Выставка рисунков)

-Угадайте, из какой сказки приготовила нам отрывок Аня.

(Ученица читает  отрывок из Сказки о мертвой царевне)

Царица:

Свет, мой зеркальце! Скажи,  да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.        

И ей зеркальце в ответ:

Ты прекрасна, спору нет

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

И царица хохотать, и плечами пожимать.

И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

Ответы детей.

3) Самостоятельное чтение.

- На столах у вас листы с текстом еще одной сказки Пушкина. Прочитайте и  определите её название. ( "Сказка о рыбаке и рыбке")

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

4)Чтение "цепочкой"


Работают с учебником, интерактивной доской

Самостоятельно читают текст

Слушают учителя

РУУД:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

-  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-  осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

ПУУД:

умеют  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста

КУУД:

умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

-  умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме

8.Рефлексия урока

Формировать умение делать выводы по уроку, оценивать себя

- Что нового вы сегодня открыли для себя? С какой буквой познакомились. Характеристика звуков.

- Вспомните про парные согласные. Когда им опасно стоять в словах? Как проверить?

  (проверка  индивидуальной работы №2) Правило хором.

- Что повторили из того, что уже знали?

- Что было самое интересное для вас?

- Наш урок заканчивается.

- Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок?

-А как вы оцените свою работу на уроке? Сегодня мы используем «волшебную линеечку»

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.

- Спасибо всем вам за внимание  и  за урок!


Высказывают свои мнения

Анализируют свои действия

Самооценка

РУУД:

удержание цели и задач урока

ЛУУД:

способность к самооценке















Самоанализ урока

Для организации и проведения урока мною была поставлена цель и задачи урока:

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности, знакомство учащихся с творчеством русского классика А.С.Пушкина.
Задачи урока:

Образовательные задачи: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие задачи:

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:  формирование эмоционально-положительного отношения к предмету и окружающему миру.
Ожидаемый результат заключался в том, что дети познакомятся с буквой Ф, ф, смогут выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов;  смогут выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»; читать слоги  и слова с изученными буквами; читать текст вслух.
Урок состоял из 8 этапов (обязательный этап урока- физкультминутка как использование здоровьесберегающих технологий). На каждом этапе урока для учащихся была поставлена конкретная задача, которую им нужно было реализовать на данном этапе.

В уроке реализованы основные концептуальные особенности УМК «Школа России»:

 *с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами урока в детях воспитывалось благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям посредством знакомства с биографией и творчеством А.С.Пушкина, а также через чтение произведения Б.Заходера, Е.Благининой, Л.Н. Толстого.

*Деятельность учащихся организована на основе системно-деятельностного подхода.

* Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов урока достигалось посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

Конспект урока отражает учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности.

Учащиеся участвовали в постановке задач урока и планировании своей деятельности на уроке.

На всех этапах урока велась работа по формированию УУД: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных.

В течение урока учащиеся учились работать с информацией: слушали учителя и извлекали информацию, работали с Азбукой и находили необходимую информацию, отгадывали загадки.

При проведении урока бла использована интерактивная доска.

Содержание урока опирается на задания учебника Азбуки, используемые задания адекватны возрастным особенностям детей 1 класса и соответствуют целям и задачам урока.

На уроке использовалась фронтальная, парная работа, индивидуальная (самостоятельная).

На этапе рефлексии учащиеся оценили себя и свою деятельность на уроке.

Считаю, что поставленная на урок цель достигнута посредством выполнения задач.