Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Структура программы


Скачать 119.52 Kb.
НазваниеСтруктура программы
ЗаголовокСемейный клуб
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла119.52 Kb.


Структура программы

I. Пояснительная записка………………………………………………..…….3

II. Учебно-тематический план………………………………….......................7

III. Основное содержание программы………………………………………..8

IV. Методическое обеспечение программы…………………………………10

V. Используемая литература…………………………………………………12

Приложения

I. Пояснительная записка.


Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, обычно считается плетение из лозы. Привлекательно это ремесло тем, что каждое поколение людей легко приспосабливало его к нуждам и потребностям своей повседневной жизни.

Актуальность программы основывается на том, что плетение из традиционных материалов сейчас пользуется заслуженным признанием.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», свободное развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики.

Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных государственных институтов. Сегодня многое меняется в сфере дополнительного образования детей. Эта открытая образовательная система вобрала многие черты семейного воспитания, совмещая в себе добровольные занятия, тесные деловые контакты, общение между взрослыми и детьми. Вместо особенности и формальной связи с родителями мы идём к сотрудничеству, включаем родителей в образовательный процесс.

Новизна программы в обучении детей плетению из ивы вместе с родителями.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия могут проходить в индивидуальной и групповой форме, группы разновозрастные, совместно со взрослыми; использование ИКТ, метода проектов.

Межпредметные связи с программами общего образования:

с программами «Истоки», «Технология», «Изобразительное искусство»
Важно выделить нормативные правовые документы, регламентирующие образовательный процесс по данной программе.

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  • Приказ Минобнауки России от 29.09.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации 4 сентября 2014 года.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 4 июля 2014 г. №41г. Москва « Об утверждении СанПин 2. 4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.



Программа имеет социально-педагогическую направленность, по уровню освоения социально адаптированная. Контингент детей постоянный набор в группы свободный.

Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме. Предусматриваются теоретические и практические занятия. Часть теоретического материала выдается во время практической деятельности. Программа рассчитана на один год обучения. В группе занимаются дети в возрасте от 10 до 18 лет вместе с взрослыми.
Цель и задачи.

Цель: Организация совместной деятельности детей и родителей на занятиях в объединении «Ивоплетение».
Задачи:
Обучающие:

1.Вовлечь родителей в творческую жизнь детей в учреждении дополнительного образования.

2.Освоить приёмы плетения из ивового прута

3.Дать краткие сведения о народном промысле и местных мастерах.
Развивающие:

4.Развивать творческие способности детей.

5.Развивать уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Воспитывающие:

6. Воспитывать чувство патриотизма (интереса к родному краю, родной культуре).

7. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природному материалу.
Требования к знаниям и умениям.
К концу обучения дети и родители должны знать:
1. Основные приёмы плетения из неокоренного и вываренного ивового прута

2. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности во время плетения, заготовки и обработки прута.

3. Технологию подготовки прута к работе.
К концу обучения дети и родители должны уметь:
1. Организовать рабочее место.

2. Правильно пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности во время работы.

3. Владеть основными приёмами плетения.

4. Правильно подготовить прут к плетению.
Условия реализации программы

Для работы необходимы столы и стулья. Стол должен быть на 10-15 см выше стула. Рабочее место должно быть хорошо освещено искусственным или естественным светом. Удобно поверх одежды надеть фартук из легкой водоотталкивающей ткани. Достаточное количество хороших инструментов:

ножи, щемилки, шилья, шаблоны, колодки, тренажеры, секаторы, бокорезы, круглогубцы. Емкости для варки и замачивания прута, лак, морилка.

Специальная литература, фото материалы, технологические карты.
Механизм отслеживания результатов

Для отслеживания результативности образовательной программы используются следующие виды контроля:

- начальный контроль (сентябрь)

- текущий контроль (в течение всего учебного года)

- промежуточный контроль (декабрь-январь)

- итоговый контроль (май)

II. Учебно–тематический план

1 год обучения 3 часа в неделю, 108 в год.






Тема


всего


теория


практ.


1

2
3
4
5

6
7
8

9
10

11

12


Вводная беседа. Знакомство с мастерской, инструментами, видами ивы, оборудование рабочего места. Правила техника безопасности.

Осенняя заготовка прута. Правила заготовки и техника безопасности.

Плетение на тренажере. Основные виды плетения.

Плетение донышка: 3х3, 4х4, 4х4, где четверки делим на пары.

Плетение подставки. Прием «дорожка». Панно.

Плетение корзин разного размера с ручкой из неокоренного окоренного прута.

Зимняя заготовка прута. Варка, окорение, сортировка.

Корзинки и вазочки из окоренного прута.

Весенняя заготовка прута. Окорение сокового прута, сортировка, просушивание.

Изделия из сокового прута.

Подготовка к праздникам, выставкам, ярмаркам. Участие в ярмарках, выставках, праздниках.

Аттестация учащихся, оформление портфолио объединения «Семейный клуб».
Всего:


1

20
6
6
9

18
9
21

3
6

6

3

108


1

2
1


1

1


1

3

10

18
5
6
8

17
9
20

3
6

6
98


III. Содержание программы

1 год обучения

Тема 1. 2 часа. Вводное занятие. Экскурсия по кабинету. Рассказ педагога, показ образцов, знакомство с инструментами, материалами, ТБ.

Тема 2. 20 часов. Осенняя заготовка прута. Рассказ о видах ивы. Род ивы многочислен. В России около 160 видов, а на земле до 600. заготовка материала является важным этапом плетения, от качества ивы зависит качество самого изделия.

Практическая работа по заготовке прута на ивовых плантациях, инструктаж по ТБ.

Тема 3. 6 часов. Плетение на тренажере. Практическая работа с неокоренным прутом. Объяснение, показ и совместная практическая работа с детьми на тренажерах. Знакомство с основными видами плетения: веревочка в 2 прута, простое плетение. Наращивание прутиков.

Тема 4. 6 часов. Плетение донышка. Рассматривание образца, иллюстраций в книге.

Практическая работа. Показ плетения по кругу «веревочкой» в 2 прута. Крестовина 3х3, 4х4, 4х4 с парным делением четверок.

Тема 5. 9 часов. Плетение подставки. Беседа о практическом применении изделия.

Практическая работа. Закрепляем плетение по кругу «веревочкой» в 2 прута. Учимся плести загибку «дорожка», подставляя 2 или 3 дополнительных прута заостренной комлевой частью.

Тема 6. 18 часов. Плетение корзин разного размера с ручкой. Беседа о назначении и использовании корзин.

Практическая работа. Когда освоено плетение дна, учимся плести боковые стенки корзины. Осваивается косое плетение, послойное, закрепляется плетение «веревочками» в 2 и 3 прута. Идет работа с образцами, индивидуальный показ.

Тема 7. 9 часов. Зимняя заготовка прута. Тема реализуется в течение учебного года. Инструктаж по технике безопасности во время вываривания и окорения прута.

Практическая работа. Работа группой: окоренный прут сортируется, завязывается в пучки для последующих занятий.

Тема 8. 21 час. Вазы и корзины из окоренного прута. Рассматривание образцов, иллюстраций, книг, фото материалов. Практическая работа. Плетение начинаем со дна. Размер и высоту корзин дети выбирают самостоятельно. Ручка для ваз из 2 или 4 прутьев, для корзин более прочная 5-9.

Тема 9. 3 часа. Весенняя заготовка прута. Рассказ об особенностях сокового прута, времени сбора, влиянии весенней обрезки на ивовые кусты. Практическая работа. Окорение прута на месте сбора. Сушка и сортировка. Завязывание в пучки.

Тема 10.6 часов. Изделия из сокового прута на выбор детей. Сравнение образцов по цвету. Весенний прут обладает хорошей гибкостью и способен выдержать сложные переплетения в изделиях. Дети должны понять, что со свежим прутом работать сложнее, он скользкий и в сухую ветреную погоду быстро сохнет и ломается.

Практическая работа. Изделия из сокового прута на выбор детей.

Тема 11. 6 часов. Подготовка к праздникам, выставкам, ярмаркам. Участие в праздниках, выставках, ярмарках. Выставки внутри ДДТ: к дню пожилых людей, на день матери, новогодние фантазии, к 8 марта. Изготовление сувениров на Алексеевскую ярмарку в селе Верховажье и Воскресенский Торжок в Верховье.

Тема 12. 3 часа. Аттестация учащихся. Оформление портфолио. Анализ работы каждого ребенка в течение учебного года.

Практическая работа. Оформление портфолио объединения.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Основное содержание программы предусматривает теоретическое и практическое обучение. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего в комплексе. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая включает выполнение изделий.

Теоретическое обучение предусматривает ознакомление учащихся с народным промыслом, образцами работ народных мастеров и педагога. Экскурсии в музеи и на выставки помогают познакомить с традициями и современным состоянием промысла. Участие в конкурсах и выставках различного уровня помогает детям проявить себя и выявить таланты.

В учебном процессе теория дается в виде рассказа педагога, закрепление нового материала идет в форме ненавязчивых бесед и вопросов в процессе работы над изделием, используется прием обсуждения. Для поддержания постоянного интереса учащихся необходимо использовать образцы, иллюстрации, фото, книги, технологические карты. Взрослые и дети должны научиться работать с книгой. Опираясь на иллюстрации и описания в книге проявлять самостоятельность и творчество.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству. Это: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемная ситуация, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что оценка работ педагогом должна носить объективный характер, прослеживать рост каждого обучающегося в отдельности. Методический прием оценки и самооценки изделия детьми призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением, что заставляет автора стремиться к совершенствованию. На занятиях должна быть атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, взаимовыручки.

Программа предполагает совместную деятельность детей и родителей: конкурсы, праздники, выставки работ детей и их родителей. Эти формы работы помогают детям адаптироваться к жизни в обществе и помогают их индивидуальному развитию.

V. Список литературы для педагога


  1. Ануфриев Г.М. Превращения ивового прутика. Яр. Академия развития 2000г.

  2. Донец Е.П. Рачков П.А. Плетение из лозы и лыка. РАНКО-пресс, 1993г.

  3. Дополнительное образование в образовательном учреждении./ сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». -96с.

  4. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М,: Школьная пресса, 2007. - 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»); Вып.77

  5. Козлов В. Плетение из ивового прута. М. Культура и традиции, 1999г.

  6. Мейнард В. Плетение. М. Просвещение. 1981г.

  7. Рисанович Т.М. Плетение из лозы. М. Цитадель, 2000г.

  8. Миринаускас К.К. Изготовление плетеных изделий. М. Россельхозиздат 1986г.

  9. Ната Игнатова, Алина Калинина 1000 полезных советов для истиной женщины – М,: АСТ, 2010, - 508 стр.

  10. Орлов А.И. Плетение из ивы: Методические рекомендации. – Вологда изд. Центр ВИРО, 2004г.

  11. Работы с ивой, лозой, берестой. М. Вече, 2001г.

  12. Романелли Паола. Плетение из прутьев. М. Мир книги, 2002г.

  13. Семашко Е.Н. Домашние ремесла. М. Физкультура и спорт. 1993г.

  14. Творчество плюс мастерство. Сборник авторских программ педагогов дополнительного образования Вологда 2009 год.


Список литературы для детей и родителей

  1. Донец Е.П. Рачков П.А. Плетение из лозы и лыка. РАНКО-пресс, 1993г.

  2. Козлов В. Плетение из ивового прута. М. Культура и традиции, 1999г.

  3. Мейнард В. Плетение. М. Просвещение. 1981г.

  4. Рисанович Т.М. Плетение из лозы. М. Цитадель, 2000г.

  5. Ануфриев Г.М. Превращения ивового прутика. Яр. Академия развития 2000г.

  6. Миринаускас К.К. Изготовление плетеных изделий. М. Россельхозиздат 1986г.

  7. Орлов А.И. Плетение из ивы: Методические рекомендации. – Вологда изд. Центр ВИРО, 2004г.

  8. Семашко Е.Н. Домашние ремесла. М. Физкультура и спорт. 1993г.

  9. Работы с ивой, лозой, берестой. М. Вече, 2001г.

  10. Романелли Паола. Плетение из прутьев. М. Мир книги, 2002г.