Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Связь мелкой моторики и речи


Скачать 62.39 Kb.
НазваниеСвязь мелкой моторики и речи
Документ создан автором28.09.2017
Размер файла62.39 Kb.

Урюпина Ю.Н. учитель-логопед

БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

Связь мелкой моторики и речи

Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладеевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

М.М. Кольцова указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.

На протяжении всего раннего детсва четко выступает эта зависимсоть – по мере совершенствоанияч мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

В процессе игр и упражненией на развитие мелкой моторики у детей также улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и такое упражнение: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Так нужно делать по 2—3 мин ежедневно. С девятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные, ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие предметы. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Можно использовать и кольца от пирамидок.

Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры:

«Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный справа лежат мелкие предметы (пуговицы, бусины и т.д.). Ребенок должен держать сосуд левой рукой, а правой бросать в него предметы. Затем то же самое ребенок выполняет другой рукой.

«Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.

«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге геометрические фигуры.

«Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, домик, поезд, заборчик, машину и т. д.

«Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (игрушки) на расстоянии 5 см друг от друга. Понадобиться также какой-нибудь деревянный или пластмассовый кружок. Передвигая кружок одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

«Шнуровка». Берется большая карточка, на которой имеются отверстия. При помощи шнурка выполняются следующие задания: провести нитку через все отверстия по краю карточки; протянуть шнурок в каждое второе отверстие; провести шнурок только через дырочки, обведенные красным цветом и т.д.

К 3-х летнему возрасту у детей уже складываются представления о предметах и их признаках. Поэтому в работе с ними можно использовать традиционные формы работы для развития мелкой моторики: рисование, собирание пирамидки и мозаики, скатывание шариков из фольги, собирание конструктора, лепку из пластилина, шнуровку. Также детям можно предложить следующие задания: узнать предмет на ощупь, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, обводить предмет по контуру (трафарет), завязать бант. Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, и рассказывая о них, то это обогащает его словарь, развивает связную речь.

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать:
1. игры с мозаикой и пазлами

2. игры с мелкими предметами (пуговицы, бусины),

3. собирание конструктора

4. работа с бумагой (вырезание фигурок из бумаги, аппликации)
5. рисование (обводка, штриховка, раскрашивание, графический диктант)
6. выкладывание рисунков из счетных палочек

7. игры с крупами (рисование на манной крупе, поиск игрушки в крупе, сортировка круп).

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Выполняя различные упражнения пальчиками, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (способствует обогащению его активного словаря и развитию связной речи), но и готовит ребенка к школе (к письму).


Пальчиковые игры

Фрукты

Как у нашей Зины

Фрукты в корзине

(Делают ладони корзинкой)

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали

(Загиюают пальцы, начиная с мизинца)

Персики и сливы-

До чего красивы!

***

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

 (показывают, как едят суп)


***

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

***

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала палевой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.)
***

«Лягушки»

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/29/palchikovye-igry-po-leksicheskim-temam

  2. http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-yurevna-vaneva/svjaz-rechi-i-melkoi-motoriki-ruk.html

  3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования. – Автор – сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «кабинет логопеда»). 2013.- 96 с.

  4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -64. – (Логопед в ДОУ).

  5. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2008. -160 с.: ил.

  6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, 2007.