Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Тесты огэ. Задание 3 (средства выразительности) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является


Скачать 194.79 Kb.
НазваниеТесты огэ. Задание 3 (средства выразительности) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
Документ создан автором30.03.2017
Размер файла194.79 Kb.

Тесты ОГЭ. Задание 3 (средства выразительности)

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1. А чего радоваться-то?
2. Ты чего скучный такой идёшь? - спросил он Сашку.
3. Ты об этом не думай.
4. Всё это суета сует.

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. И главное - живым остаться, - услышал он вслед.
2. Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится: стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пёстром, весёлом.
3. Поезд уже замедлял ход перед Останкино, и Сашка слез с полки, угостил рабочего табачком напоследок и, наскоро попрощавшись, двинулся к выходу.
4. Потому как были они в гражданском - кто в пиджаках, кто в куртках, кто в плащиках, - и в руках у них не оружие, а у кого кожаные портфели, у кого свёртки, и у каждого почти утренняя газета из кармана торчит.

3. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2. По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка - тоже.
3. Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, - в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4. А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

4. Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 10, передает душевное состояние Левушкина: «Я оглянулся: у Левушкина был такой удрученный вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжегся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить».
1. развернутая метафора

2. гипербола

3. ряд однородных членов предложения
4. сравнительный оборот

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
2. Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
3. На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
4. Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звезд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.

6. Какое средство выразительности использовано в предложении:
«А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя».

1. метафора

2. сравнение

3. олицетворение

4. эпитет

5. фразеологизм

7. Какое средство выразительности использовано в предложении:
«И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших».

1)метафора

2)сравнение

3)олицетворение

4)эпитет

5)фразеологизм

8. Какое средство выразительности использовано в предложении:
Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

1)метафора

2)сравнение

3)олицетворение

4)эпитет

5)фразеологизм

9. Какое средство выразительности использовано в предложении:
...я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

1)метафора

2)сравнение

3)олицетворение

4)эпитет

5)фразеологизм

10. Какое средство выразительности использовано в предложении:
Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

1)метафора

2)сравнение

3)олицетворение

4)эпитет

5)фразеологизм

Тесты ОГЭ. Задание 6 (синонимы)

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img260.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img261.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img280.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img281.jpg


c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img279.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img280.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img282.jpg


Тесты ОГЭ. Задание 8 (грамматическая основа предложения)

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img262.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img263.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img265.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img263.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img264.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img265.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img266.jpg



Тесты ОГЭ. Задание 9 (осложнённое простое предложение)

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img434.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img435.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img437.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img438.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img439.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img436.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img437.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img439.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img440.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\задание №9\img441.jpg

Тесты ОГЭ. Задание 11 (сложное предложение, количество грамматических основ)

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img267.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img268.jpg


c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img269.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\огэ 2016\рабочая тетрадь огэ- 2016 задание №4\img270.jpg

Тесты ОГЭ. Задание 12 (запятые в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении)

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img420.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img422.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img424.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img425.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img426.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img423.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img424.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img426.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img427.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\№ 12 ссп и спп\img428.jpg

Тесты ОГЭ. Задание 13 (последовательное, параллельное, однородное подчинение придаточных в СПП)




c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\img490.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\img491.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\img491.jpg

28 Найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.
29 Найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей... (17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. (18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
30 Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову. (27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здоро во, юный жених!
31 Найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.

(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась. (23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны.
32 Найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

(10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.

– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, – отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

– (14)Прямо с тобой душа отошла, – говорила Поликарповна, – а то уж в людей вера пропадать стала.

– (15)Вера в человека – это самая большая вещь, – отзывался Трифон Петрович. – (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.


c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\img492.jpg

c:\documents and settings\наташа\рабочий стол\новая папка\img493.jpg

33 Найдите сложное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

(20)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
34 Найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь. (15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец. (16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
35 Найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.

– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
36 Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров. (16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...
37 Найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.

(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.

(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания. (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.

Тесты ОГЭ. Задание 14 (сложные предложения с разными видами связи)




1. Среди предложений 9-12 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

(9) Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты, война не окончена, героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести.

2. Среди предложений 19—23 найдите сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.

(19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий.

(20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.

3. Среди предложений 12—16 найдите сложное предложение с разными видами связи между частями: сочинительной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.

(12) А чтобы актёр мог выполнить такую сложную задачу, необходимо, в первую очередь, ответить на множество других вопросов: кто? что? когда? почему? (13) Артист и режиссёр анализируют, как герой пьесы жил раньше и как будет жить в будущем, какие события оказались в его жизни главными, почему он поступает именно так, а не иначе… (14) Не с этих ли вопросов начинается работа над ролью? (15) Если хоть один вопрос останется без ответа, поступки героя на сцене окажутся немотивированными, бессмысленными, а зритель не сможет не почувствовать фальшь.

4. Среди предложений 22—27 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения.

(22) Лиля вела себя как на самом настоящем концерте: она вышла уверенным шагом, с независимо поднятой головой, строго поклонилась. (23)И наши пижоны, в том числе Рудик, невольно захлопали. (24)Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам. (25)Лева начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (26)Я не слышала, как он играл: я волновалась, хотя знала

о том, что Лева никогда не ошибается на концертах. (27)И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза — так слушают хорошую музыку.

9. Среди предложений 22 – 26 найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(22)Потом я открыл для себя Александра Грина, а когда во времена «оттепели» стало издаваться все больше настоящей литературы, появилась возможность читать Есенина, Бунина...

(23)Во многом способствовала моему увлечению книгами и жена моего дяди Пети, Любовь Федоровна, которую в семье все звали Люсей. (24)Тетю Люсю я запомнил всегда читающей. (25)Мне казалось, что она знает о литературе все. (26)Видимо, это у нее было наследственное: ее отец когда-то был владельцем букинистического магазина. (26)На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я ее ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она ее или прочитала, или знает о ней, и я брал много книг у нее.

10. Среди предложений 20 – 26 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(20)Хомут всегда затягивали, упираясь в него грязным сапогом, и тем же сапогом толкали мерина в брюхо, чтобы он не надувал его, когда затягивали подпругу. (21)Благодарности не было. (22)А он всю жизнь таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по липкой глине, по косогорам, по «битым» дорогам и кривым проселкам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой, яблоками и капустой. (23)Иногда в песках он останавливался отдохнуть. (24)Бока его тяжело ходили, от гривы поднимался пар, но возницы со свистом вытягивали его ременным кнутом по дрожащим ногам.

(25)Начало быстро светать. (26)Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух.

11. Среди предложений 17 – 21 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(17)И мне представилось, что и я участвую в чужих хороводах, ведь и у других людей случаются минуты тишины, когда они могут оглянуться на тех, кто им сопутствовал или просто мелькнул блестинкой добра в их жизни. (18)Как велика людская взаимосвязь, о которой мы забываем в повседневной суете! (19)«Мы одной крови – ты и я», – почему пароль обитателей джунглей, подслушанный Киплингом, не стал правилом человеческого общежития? (20)А ведь мы так слабы, немощны в одиночестве, мы ничего не можем, если другие нам не помогают. (21)Азбучная истина. (22)Но ничто так легко не забывается, как азбучные истины.

12. Среди предложений 19 – 23 найдите сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(19)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (20)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (21)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски. (22)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.(23)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку.

13. Среди предложений 20 – 26 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(24)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (25)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. (26)А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

5. Среди предложений 3– 11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов. (6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

6. Среди предложений 17 – 21 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(17) «Покой нам только снится...» – через много лет печально констатировал Александр Блок. (18)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится, но все же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой обществу.(19)Сергей Есенин писал: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно...». (20)Вряд ли можно согласиться с поэтом, что годы свои он «растратил» попусту. (21)Думаю, он один из первых поразительно осознал, предвидел, в какой непроглядный мрак погрузят разного рода коллективизации российское крестьянство, а стало быть, и всю Россию, которая страной-то в ту пору была крестьянской.

7. Среди предложений5 – 9 найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(5)С коротенькой легкой лесенкой на плече и с сумкой, где был уложен кое-какой аварийный запас – несколько стекол, моток фитиля, – фонарщик стремглав несся вдоль уличных сугробов, неустанно перебегая наискось от фонаря на четной к фонарю на нечетной стороне: расставлены фонари были в шахматном порядке. (6)На исходе первого десятилетия XX века старые простенькие столбы вырыли, металлические «скворечники» свезли в переплавку, и на моей Нюстадтской осенью меня встретили незнакомцы – керосинокалильные фонари. (7)Они были вдвое выше тех. (8)Теперь улица была освещена несравненно ярче. (9)Висящие на своих кронштейнах груши этих фонарей раскачивал ветер; длинные тени метались по стенам шестиэтажных домов, и нам, жившим тогда в этих домах, уже казалось, что наступил век совершенного торжества осветительной техники.

8. Среди предложений 9 – 14 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(11)В дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю. (12)Вода стала черной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груд песка. (13)И из этой полукаменной, тяжелой и черной воды рождались ворохи белых летучих брызг. (14)Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгоряченных водяных туш усиливало ощущение одухотворенности природы – море казалось живым.

14. Среди предложений 15 – 20 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж... (16)Шляпки, шляпки, черные котелки, мягкие панамы... (17)И вдруг – дождь, и вся конка сразу покрылась множеством черных зонтов, точно на ней вмиг выросло три или четыре десятка грибов. (18)Смешно все это? (19)Да, конечно, смешно. (20)Смешное, старое время, смешная жизнь, медленная, болотистая, тихая...

15. Среди предложений 6 – 12 найдите сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.

(6)Дима прочитал: (7)«Дорогая Валя, учительница хочет, чтобы мы обращались к году. (8)А я обращаюсь к тебе, живущей в том самом году! (9)За тридцать лет произошло главное: я получил ответ на вопрос, который мучил меня в школьные годы: (10)«Кого она все-таки любит – Лешку Филиппова или меня?» (11)Теперь-то я знаю, что ты любишь меня. (12)А с Лешкой болтала на переменках просто потому, что вы оба занимались в литературном кружке.

16. Среди предложений 29—33 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(29) Меня поражала одна мысль. (30) Я был знаком с ним всего каких-нибудь четверть часа, а между тем мне казалось, что мы старые друзья, что всё в нём мне уже давно известно: его лицо, его жесты, его глаза, его мысли. (31) После нескольких минут разговора с ним я уже считал его настолько близким себе человеком, что готов был посвятить его во все сокровенные тайники моей души.(32) Положительно, в этом была какая-то тайна. (33) Тех преград, существующих вначале между всеми людьми, уничтожающихся одна за другой лишь с течением времени, при известной доле взаимной симпатии, при одинаковых вкусах и одинаковом развитии, совершенно не существовало между ним и мною и, весьма вероятно, между ним и всеми, как мужчинами, так и женщинами, которые сталкивались с ним в жизни.

17. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

(7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось. (9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи.

18. Среди предложений 22–26 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет». (26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.