Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Творческий очерк учительство – служение обществу или сфера услуг?


Скачать 28.92 Kb.
НазваниеТворческий очерк учительство – служение обществу или сфера услуг?
Документ создан автором14.10.2016
Размер файла28.92 Kb.

Юрин Максим Евгеньевич

МОУ «СОШ №26» г. Вологды


ТВОРЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Учительство – служение обществу или сфера услуг?
Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.

Аврелий Августин
За годы работы в школе я обнаружил любопытную закономерность: все возникающие в учительской разговоры очень часто перерастают в бурную дискуссию. Так было и на этот раз. В образовательной организации освободилось место учителя математики. Быстро сориентировавшись, учительница русского языка предлагает занять вакантное место дочери коллеги, которая в этом году стала дипломированным специалистом в области математики и находится в поисках работы. Но коллега, не оценив такой заботы, отмахнулась, обронив фразу о том, что педагог сегодня – это обслуживающий персонал для вредных, непослушных, избалованных детей, а её дочь не заслужила такого наказания. Педагогический коллектив начал дискутировать, а лично я задумался, неужели учительство – это сфера услуг?

Соглашусь, что в современном российском обществе труд учителя утратил свой высокий статус и стал сравним с работой официанта, продавца, парикмахера. Причины этого в утрате многовековой традиции учительского служения и в копировании модели, давно характерной для развитых стран, когда между педагогом и обучающимся существуют отношения «обслуживающий - обслуживаемый». Ярким литературным доказательством можно считать роман Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» о педагогических отношениях в обычной Нью-Йоркской старшей школе, когда молодая учительница Сильвия Баррет сталкивается со школьными проблемами, главная из которых – наглые, бессовестные, хамоватые ученики, не считающие педагога за человека.

Неужели наша отечественная педагогическая школа, построенная на научных трудах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др., была плоха? Школа, в которой учителем называли гуманиста, пришедшего в мир ради спасения других, а его главным орудием воспитания была любовь. Школа, в которой учитель служил народу, выполняя общественно значимую и благородную миссию. Были времена, когда авторитет педагога уступал лишь авторитету священника, толкующего человеку Слово Божие.

Однако неразумное применение западной модели образования разрушило эту систему, и из служения социуму труд педагога в настоящее время превратился в услугу, причем законодательно закрепленную, что воспринимается учителем как унижение и сильно изменяет отношение общества к учительству.

Ещё больше нагнетает обстановку недавняя инициатива по сдаче учителями экзамена на знание преподаваемого предмета, исходящая от чиновников и активной родительской общественности, подвергших сомнению квалификацию всех российских педагогов и считающих, что есть основания не доверять качеству подготовки в высших учебных заведениях. И это вполне обоснованно!

В последние годы существует тенденция, когда на педагогические специальности поступают выпускники школ, которые не могут претендовать на более востребованные и в последующем высокооплачиваемые направления подготовки. Последние модернизации высшего педагогического образования привели к массовому закрытию профильных вузов, к снижению квот приема студентов, сокращению высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. Поставленные в такие сложные условия педагогические ВУЗы занимаются решением одной проблемы: как выжить…

Оказавшись беспомощным и неспособным изменить ход событий, учитель теряет самоуважение и желание творчески мыслить, хотя в школе по-прежнему трудятся педагоги-гуманисты, любящие свою работу и желающие только добра современным непростым подросткам, зачастую с психологическими изменениями, вызванными компьютерными играми и широким распространением средств информационной коммуникации.

Новая эра компьютеризации накладывает значительный отпечаток на общество, делая из человека раба информации. Но и в этих условиях нужно постараться оставаться человеком-хозяином. И главным помощником в этом стремлении может быть лишь любимый, авторитетный и признанный обществом учитель, потому что дар учительства – это Божий дар! И учитель – это не обслуживающий персонал, а самый драгоценный бриллиант человечества!