Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Войдя в новый век, наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения


Скачать 155.31 Kb.
НазваниеВойдя в новый век, наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения
Документ создан автором22.09.2017
Размер файла155.31 Kb.


g:\img299.jpg

Пояснительная записка.
Войдя в новый век, наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. В период социально – экономических коренных преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества.

Современные требования к содержанию воспитания детей включают в себя широкий спектр проблем, связанных с повышением занятости детей и подростков, а также организацией их досуга.

В системе воспитательной работы школы-интерната важная роль отведена деятельности вожатых, которые включены в состав актива органов школьного ученического самоуправления.

Помощь вожатых в организации и проведении внеклассной работы с младшими школьниками трудно переоценить.

Вожатый – воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательной деятельности в условиях образовательного процесса школы.

Однако, достаточный уровень педагогических знаний, вожатым крайне необходим для их успешной работы по организации досуга детей не только в школе, во внеурочное время, но и в клубах по месту жительства в каникулярное время.

Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без помощи специальной литературы, овладеть методикой организации временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и возможностями лагеря, научится организовывать прогулки, походы, экскурсии, и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми придется работать. Главное в работе вожатого – это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления.

Таким образом, возникла необходимость в создании образовательной программы «Школа вожатых».

Новизна данной программы в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и взрослых.
Цель программы:

подготовка вожатых для работы по организации внеклассной деятельности обучающихся начальных классов в условиях школы-интерната.

Задачи программы

Воспитательные:

  1. организовать содружество подростков и детей младшего школьного возраста с целью обмена опытом и организации внеклассной деятельности;

  2. придать внеклассной деятельности развивающий и воспитывающий характер;

  3. формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе внеклассной деятельности и межличностного общения;

  4. стимулировать обучающихся к самовоспитанию личностных качеств и к самообразованию в области педагогики и психологии;

  5. формировать умение анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения;

  6. приобщить подрастающее поколение к истинным культурным ценностям.

Обучающие:

  1. обучать подростков планированию, разработке и проведению мероприятий, викторин, игр, конкурсов для младших школьников;

  2. способствовать овладению навыками вожатского мастерства;

  3. приобщать к профессиональной ориентации в сфере педагогики и психологии детей младшего школьного возраста.

  4. создавать условия для самореализации личности подростка на основе индивидуального и дифференцированного подхода, через включение в активную педагогическую деятельность.


Коррекционно-развивающие:

  1. создавать условия для развития гармоничной личности;

  2. развивать организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения;

  3. развивать творческие качества, познавательные способности и индивидуальные наклонности подростков.


Возраст обучающихся: 14 - 16 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Общее количество часов в год – 68 часов.

Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 1 часу.

При необходимости возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него (экскурсии, проекты, практические занятия).

Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы организации занятий:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

  • наглядный (показ иллюстраций, демонстрация, наблюдение и др.);

  • практический (тренинги, игры, мероприятия, экскурсии, КТД);

  • работа с литературой.


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • парный – организация работы в парах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


Организационно-педагогические условия

(требования к педагогическому работнику,

который привлекается к данной работе).
К организации работы кружка привлекается педагог, имеющий среднее или высшее профессиональное образование, высокий уровень коммуникативной культуры, стремящийся к развитию личных качеств обучающегося.
Руководитель кружка:

  1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их разнообразную творческую деятельность.

  2. Комплектует состав обучающихся кружка, и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

  3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической целесообразности.

  4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся.
    Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

  5. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.

  6. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях.

  7. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

  8. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

  9. Повышает свою профессиональную квалификацию.

  10. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.


Ожидаемые результаты
К концу обучения подростки должны владеть приёмами эффективного общения.

Знать:

  • особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста;

  • нормативно-правовые основы работы вожатого;

  • особенности детского коллектива;

  • методику организации коллективно-творческих дел, массовых мероприятий;

  • возможности игры;

  • основы безопасности жизни и здоровья детей.

Уметь:

  • проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);

  • организовывать (организация жизнедеятельности в классе, организация работы в группе, координация собственной деятельности);

  • сотрудничать и взаимодействовать с детьми и с педагогами;

  • анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную деятельность;

  • оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.

Учебно-тематический план.


п/п

Название раздела

Количество часов

теория

практика

1.

Введение.

1

1

2.

Кто такой вожатый.

2

3

3.

Вожатый в школе.

1

3

4.

Особенности детей младшего школьного возраста.

1

2

5.

Детский коллектив

3

2

6.

Вожатый - лидер

5

7

7.

Игровые технологии

2

9

8.

Информационно-коммуникативные технологии

1

3

9.

Проектные технологии

2

4

10.

Энциклопедия КТД

2

5

11.

Оформительские умения в работе вожатого

1

3

12.

Искусство публичных выступлений

1

4







22

46


Итого:


68



Содержание программы.
Введение (2 часа)

Инструктажи по ТБ, ППБ, ПДД. Линейка «Наша школьная страна».
Кто такой вожатый? (5 часов)

Кто я? Каким меня видят другие? Характеристика личностных качеств вожатого, культура речи и поведения. Имидж как фактор успешности вожатого. Интерактивное занятие «Вожатый» Мини-сочинение «Почему я хочу быть вожатым».
Вожатый в школе (4 часа)

Права и обязанности вожатого в школе. Планирование и организация деятельности вожатого. Взаимодействие с педагогами на группе.
Особенности детей младшего школьного возраста (3 часа)

Младший школьник (интерактивная лекция) Формы и методы работы с работы младшими школьниками Тестирование «Младший школьник»
Детский коллектив (5 часов)

Концепция постоянного детского коллектива. Стадии развития коллектива. Самоуправление в детском коллективе. Проект «Один за всех и все за одного»
Вожатый – лидер (12 часов)

Кто ведёт за собой? Особенности лидерства. Организаторская деятельность. Организаторская техника. Коммуникативные умения и навыки. Тренинг «Общение».Конфликты и пути их разрешения. Организаторская работа. Проект «Моё детское объединение»
Игровые технологии (11 часов)

Особенности игры в младшем школьном возрасте. Игра. Классификация игр. Виды игр. Этапы организации игры. Игры на взаимодействие, игры на сплочение. Игры на выявление лидера, игры на командную работу. Игры на воображение и саморегуляцию, Подвижные игры. Интеллектуальные игры, развивающие игры, технология проведения. Игры-кричалки, игры на позитив. Игры с залом. Творческая мастерская «Новая игра».
Информационно-коммуникативные технологии в работе вожатого (4 часа)

Основы фотосъёмки. Работа в сети интернет: поиск необходимой информации. Создание презентаций. Программа Роwer Point. Коллаж «Стоп, кадр!»
Проектные технологии (6 часов)

Виды проектов. Этапы организации проектной работы Творческая группа и организация её работы. Разработка проекта тематического дня (тематического мероприятия, собственной мастерской). Индивидуальный проект.
Энциклопедия КТД (7 часов)

Методика организации КТД. Трудовые дела. Познавательные дела Художественные дела. Спортивные дела. Панорама творческих дел
Оформительские умения в работе вожатого (4 часов)

Секреты оформительской работы Изготовление грамот, дипломов в программе Pаint. Оформительский проект.
Искусство публичных выступлений (5 часов)

Коммуникативные качества речи. Искусство быть оратором. Конкурс «Вожатый года». Интервью «Открытый микрофон».
Контрольно-измерительные средства и материалы.
Механизм отслеживания конечных результатов работы актива объединения «Вожатый» проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Мониторинг будет реализован через:

  • Наблюдение.

  • Методы опроса (анкетирование, интервьюирование).

  • Тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом – психологом).

Для проведения мониторинга используются следующие методики:

  • Мотивационная анкета - методика изучения приоритетных направлений деятельности в подростковой среде.

  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (авт. Н.Е. Щуркова).


Формы подведения итогов по разделам:

  • итоговые занятия;

  • мероприятия (школьные и городские);

  • конкурс «Вожатый года»

  • КТД;

  • рефлексия мероприятия.



Компетентности обучающихся.

В результате обучения выпускник объединения должен овладеть следующими компетентностями:

В области человек как личность
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности:

  • аккуратность, дисциплинированность, выполнение заданий (в процессе всего обучения);

  • успешность в учебной деятельности (качество обучения, успехи в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках);

  • самообразование (расширение, углубление ЗУН, подготовка к смотрам, конкурсам, фестивалям);

  • творчество, проектная деятельность (поиск нового, анализ и синтез, наблюдательность, воображение);

  • активность (энергичность, инициативность) в применении знании и умений на практике;

  • ответственность за процесс обучения как важнейшее условие развития интеллекта (внимания, воображения, мышления и воли);

  • знание средств и способов деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

  • выявление и поддержка одарённых организаторскими и творческими способностями детей;

  • умение анализировать мероприятие (общий ход и качество своего участия в общем деле).


Компетентность в бытовой сфере (здоровьесбережение)

  • знание и соблюдение норм здорового образа жизни,

  • знание опасности курения, наркомании, алкоголизма,

  • соблюдение личной гигиены, норм санитарной и экологической культуры.

  • знания по укреплению своего здоровья,

  • физическая культура человека, свобода и ответственность за выбор образа жизни.


В области человек – общество
Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности:

Гражданско-общественная компетентность означает, что ребёнок ежечасно, ежедневно несёт добро людям, обществу, друзьям, участвует в организации благоприятной, здоровой, культурной обстановки, удобной для учебы, отдыха и труда и подразумевает:

  • соблюдение Устава школы, установленных норм поведения в учебной и общественно – трудовой деятельности;

  • сознательное и активное выполнение обязанностей внутри объединения, перед Центром, родителями и обществом;

  • точное соблюдение и уважение законов, норм;

  • свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг;

  • приобретение навыков работы в детских коллективах, на дому которые включают в себя детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание системы работы с обществом инвалидов по подготовке мероприятий.


В области человек - человек

Компетентность в сфере продуктивного социального взаимодействия:

  • знание и соблюдение традиций, этикета;

  • способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп;

  • способность разрешать и погашать конфликты, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

  • использовать ресурсы других людей и социальных групп для решения задач;

  • продуктивно взаимодействовать с членами объединения (группы), решающими общую задачу; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Повышение культуры общения в коллективе, сплочение коллектива;

  • анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы объединения;

  • интерес к труду, потребность в труде;

  • оказание помощи выпускникам школ в профориентации;

  • значительное увеличение актива.


В области человек - деятельность

Компетентность в информационно-технологической сфере:

  • способность систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции, решаемой им задачи, делать аргументированные выводы;

  • использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;

  • постановка и решение познавательных задач;

  • нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение;

  • продуктивное и репродуктивное познание, интеллектуальная деятельность;

  • повышение качества и количества организации и проведения массовых мероприятий социально-педагогической направленности.


Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

  • культура отдыха;

  • участие в конкурсах на уровне школы, города, области, страны;

  • активное участие в работе детских общественных организаций.



Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет для занятий с активом, актовый зал и кабинеты для проведения игр.

Компьютер, мультимедийная установка, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера

Наличие канцелярских товаров (ручки, цветные и простые карандаши, линейки, ластики, альбомы, тетради, цветная бумага и картон и др.), скоросшиватели, накопители, файлы, набор музыкальных дисков с записями фонограмм для проведения мероприятий разных стилей и форм.

Методические материалы.


  1. «Дневник вожатого» - Издательство: Центр гуманитарной литературы"РОН"
    Год издания: 2005 г.

  2. «Копилка вожатого. Проблемы эффективного взаимодействия с детьми» - Красичкова А. П.  / Зимин Д. Н. Издательство: Учитель, 2007
  3. «Учебник для вожатого» Кулаченко Марина - Издательство: Феникс, 2009 г.


  4. Афанасьев С.П., Коморин С.В./ Веселые конкурсы для больших и маленьких. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2005. 288 с.

  5. Боброва Т.В., Гарзанов А.Г. «Рекомендации по подготовке и реализации социального проекта». – Москва: ЦСТ,2009.

  6. Богданова О. 300 лучших игр для веселой компании. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2011 – 215 с.

  7. Большакова Э.Н. Сценарии школьных праздников. – СПб,:, 2001.

  8. Большая энциклопедия психологических тестов.- М.: изд. Эксмо, 2005.- 416с.

  9. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН!: сборник авторских сценариев для команд КВН и театра миниатюр / Е.А.Воронова . – изд. 6 –е, доп. – Ростов н/Д: «Феникс» 2010 – 287с.

  10. Детские праздники. Лучшие сценарии, игры конкурсы/художник А.А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2010.-192с Ершова А.П. Театральные занятия на уроках в школе. - М., 2001.

  11. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского, М., 2005.

  12. Имидж: по образу и подобию. / Б.Л. Борисов. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

  13. Кот в мешке: Викторины, загадки, шутки. – РИО Каменск – Уральской типографии, 2006.

  14. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. М. Р- на Дону, 2000

  15. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003.

  16. Марысаев В. Интернет и мультимедиа. – М.: «Терра – Книжный клуб», 2001.

  17. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003.

  18. Мозговой М.В. — C++ Мастер-класс. 85 нетривиальных проектов, решений и задач. М: 2007.

  19. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под.ред. Е.И. Ромашковой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  20. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под.ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус.яз. – 7-е изд., стереотип. - М., 2003г.

  21. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.

  22. Программы деятельности волонтеров детских объединений в системе дополнительного образования. – М.: УЦ «Пермпектива», 2011-128 с.

  23. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. - Немов Р.С.- В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.

  24. Розанова Е.Г. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры. – М.: Росмен, 2000.

  25. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  26. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

  27. Сценарии школьных праздников / авт. Волохова Н.Г. и др. - М., 2000. «Учебник для вожатого» Кулаченко Марина - Издательство: Феникс, 2009 г.

  28. Сценарное мастерство. Методическое пособие в помощь начинающему автору. - М., 2002.

  29. УльеваЕленеа 100 увлекательных игр в дороге и путешествии, на прогулке. – М.: Мозайка-синтез, 2011. – 104 с.

  30. УльеваЕленеа 100 увлекательных игр если за окном идет дождь. – М.: Мозайка-синтез, 2011. – 112 с

  31. Хочу быть лидером! Нижний Новгород, 2000.

  32. Хочу стать добровольцем. Сборник методических материалов. Составитель Подшивалова Н.В.. – Ноябрьск, 2011 58 с.

  33. Черенкова А.Д. О культуре речи. Учебное пособие.- Воронеж: Изд-во Воронежского пединститута, 2002.

  34. Шаг за шагом на пути к эффективному местному самоуправлению. «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Новосибирск, 2008

  35. Шамалова Л.Ф., Хворин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое сообщество Росии, 2005.-192с.