Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Закон «Об образовании в Российской Федерации»


НазваниеЗакон «Об образовании в Российской Федерации»
страница1/4
Документ создан автором20.02.2017
Размер файла0.73 Mb.
  1   2   3   4




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

«1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уров­не, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных пред­метов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Настоящая рабочая программа воспитателя первой младшей группы (да­лее — программа) разработана на основе основной образовательной програм­мы БДОУ Вашкинского муниципального района «Детский сад «Радуга» в соответствии с Федеральным госу­дарственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательной дея­тельности на уровне первой младшей группы.

Срок реализации программы — 1 год (2016/17 учебный год).

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание.

Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жиз­ни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего дет­ства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и со­вместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной дея­тельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполага­ющие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют де­тей. Но вместе с тем многообразие этих видов дает детям достаточно много зна­ний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображе­ние, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со свер­стниками и взрослыми.

Принцип деятельности. Решение образовательных задач в раннем возрас­те должно опираться на характерные для этого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сто­рон психики ребенка происходит в ведущей для этого периода предметной де­ятельности. В соответствии с этим содержание программы построено на вклю­чении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разноо­бразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками.

Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реа­лизуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуально­сти. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребенка, отношение к нему как к самоценной личности — все это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребенка и его полноценного развития.

Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять ин­дивидуальный подход в воспитании и обучении детей.

Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможно­сти выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации вос­питателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.

Принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО к со­держанию образования детей предполагают обеспечение условий для всесто­роннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сферы развития ре­бенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. В программе предусмотрено создание условий для всех линий развития.

Принцип интеграции содержания образования. В соответствии с совре­менными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узко-предметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогиче­ском процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полно­ту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружаю­щего мира, его всестороннее развитие. В данной программе принцип интегра­ции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Подразделение игр по отдельным направлениям разви­тия достаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизи­рует все психические процессы, разные виды деятельности и способности ре­бенка. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и дру­гие виды детской деятельности в разных сочетаниях.

Принцип преемственности, заложенный в современной концепции не­прерывного образования. Теоретические основания программы, ее цели, зада­чи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах, обеспечение успешного перехода детей из раннего в до­школьный возраст.

Принцип преемственности предполагает также достижение согласованно­сти в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учрежде­нии и семье.

Принцип сотрудничества с семьей реализуется в данной программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает план работы по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают раз­виваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрос­лого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных спо­собов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преоб­разуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подра­жания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учат­ся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближай­шего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваива­ют основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и слож­ноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практиче­ски все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500—2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятель­ности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориен­тировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществ­лять выбор из 2—3 предметов по форме, величине и цвету; различать мело­дии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее осо­бенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импуль­сивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражают­ся эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, на­чинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификаци­ей с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него фор­мируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных про­явлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает развитие личности детей в различных видах дея­тельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физи­ологических особенностей.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полно­ценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ ба­зовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жиз­недеятельности ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстника­ми и соответствующих возрасту видах деятельности.

Исходя из поставленных целей, формируются следующие задачи:


  1. Создание условий для благоприятной адаптации ребенка к ДОО (помогать переживать расставание с родителями, привыкать к новым условиям жизни).




  1. Формирование элементарных представлений: о себе, своем имени, внешнем виде; своей половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении (игрушках, предметах быта, личных вещах).




  1. Формирование первичного опыта социальной жизни: о том, что можно делать, а чего делать нельзя; учить здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; поддерживать проявления первых самостоятельных желаний («хочу», «не хочу»).



  1. Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей.




  1. Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения.




  1. Речевое развитие, которое в раннем возрасте преимущественно реализуется в общении со взрослым.



  1. Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.




  1. Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двига­тельной активности, приобщение к здоровому образу жизни.




  1. Развитие игровой деятельности детей, обеспечивающее преемствен­ность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников.




  1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах разви­тия и образования, охраны и укрепления здоровья детей.\




  1. Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях образовательной организации и семьи.



  1. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках рабочих программ других возрастных групп.




  1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отно­шений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.



Реализация поставленных задач осуществляется в процессе разнообраз­ных видов деятельности:

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры с со­ставными и динамическими игрушками; экспериментирование с материала­ми и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и дей­ствия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), воспри­ятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон (уголков), оснащенных необходимым количеством развивающих материа­лов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интерес­ные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возмож­ность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индиви­дуальных особенностей детей.

В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому игровая среда каждый раз должна обновляться (постройки, игрушки, материалы и др.), что­бы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу. Также оснащение уголков следует менять в соответствии с тематическим планирова­нием образовательного процесса.

В качестве уголков развития выступают:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;

  • уголок ряженья (для театрализованных игр);

  • книжный уголок;

  • зона для настольно-печатных игр;

  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

  • уголок природы (наблюдений за природой);

  • спортивный уголок;

  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де­тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).


Развивающая предметно-пространственная среда, несмотря на разграниче­ние зон, — динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При про­ектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем определен­ная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильно­сти, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библио­течка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взгля­нуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в об­устройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детско­го сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элемен­тарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

  • активность;

  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных мо­ментов;

  • самостоятельная деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Развивающая предметно-пространственная среда организовывается как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, предметы старинного быта и пр.).

Все пространство группы организовано таким образом, чтобы ребенок имел возможность самостоятельного использования объектов, материалов и предметов среды для приобретения им опыта и познания окружающего мира, а также выбора способов использования среды в совместной со взрослыми де­ятельности проявляя собственную активность.

Ребенок социализируется и учится с помощью взрослых, но на своем соб­ственном опыте. Роль взрослого в этом случае состоит в поддержке детской инициативы, создании среды для ее проявления, в оказании помощи, в осу­ществлении совместной деятельности.

Работа с родителями

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования от­ветственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития ком­петентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Программа направлена на преодоление субординации, монологизма в от­ношениях друг с другом, отказ от привычки критиковать друг друга, форми­рование способности видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия воспитателя с семьей следующие:


  1. Изучение отношения к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.




  1. Обмен опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников.



  1. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обуче­ния детей и о возможностях в решении данных задач.




  1. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного вза­имодействия воспитателей и родителей с детьми.



  1. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с воспитате­лями мероприятиях, организуемых в районе (области).




  1. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.




Основные направления и формы работы с семьей

Цель

Рекомендации


Взаимопознание и взаимоинформирование


Анкетирование



Составление социально-демографического паспор­та семей



Вопросы должны формулироваться на понятном для опрашиваемых языке, то есть смысл вопроса должен быть понятен респондентам. Формулировки вопросов должны носить нейтральный характер и не содержать оценочных суждений. Иначе есть опасность скло­нить опрашиваемых к точке зрения автора анкеты или вопросника интервью — из-за их желания угодить авторам или представить себя в более выгодном свете. Вопросы, содержание которых раскрывает нежелательные в общественном плане факты поведения опрашиваемых, разрушают их идеализированные представления о себе, жела­тельно также формулировать в виде косвенных, проективных вопросов


Собрания-встречи



Знакомство педагогов с се­мьями и семей воспитанни­ков между собой, знакомство семей с педагогами. Снятие барьеров общения.


Желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами («Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи. Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разно­образных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребен­ка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, кон­сультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информа­ции из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), се­мейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной)


Стенды



Информирование. Обогащение знаний, необхо­димых для ухода за детьми и их воспитания



На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и опера­тивная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на даль­нюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инноваци­онных проектах дошкольной организации, а также о дополнительных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в груп­пе на год










Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять. Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал). Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада, а также в семейных календарях.




Непрерывное образование воспитывающих взрослых


Мастер-классы

Привлечение внимания ро­дителей к актуальным про­блемам воспитания детей и средствам их решения

Мастер-класс — особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства. Такими специалистами могут оказаться и сами родители. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.)

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей


Совместные выставки рисунков, тематических плакатов, поделок, досугов и т. д.


Вовлечение родителей в

сотворчество детей и воспитывающих их взрослых. Установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми


Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
  1   2   3   4